Сбалансированность бюджета МО «Мирнинский район»

Муниципальное образование «Муниципальный район Мирнинский» Республики Саха (Якутия)

Сбалансированность бюджета МО «Мирнинский район»

Вверх
Проголосовали 6 пользователей.
Голосование завершено
Страна: 
Россия
Регион: 
Республика Саха (Якутия)
Тематика: 
Финансы

Бюджетная политика является одним из важных механизмов управления районом. Основная деятельность в области финансовой политики администрации МО «Мирнинский район» направлена на увеличение поступления доходов в бюджет района, повышение эффективности управления финансами, дальнейшее внедрение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат. Администрацией МО «Мирнинский район» разработана и реализуется программа по увеличению доходной части бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на 2016-2018 годы.

Программа является ведомственной целевой программой МО «Мирнинский район» и представляет собой комплекс взаимоувязанных управленческих процессов, направленных на повышение эффективности системы управления бюджетным потенциалом муниципального образования и совершенствование бюджетного процесса.

Основной целью является создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджета МО «Мирнинский район».

Основные задачи:

  1. завершение внедрения программно-целевого метода;
  2. увеличение доходной части бюджета МО «Мирнинский район»;
  3. создание условий для повышения эффективности оказания услуг муниципальными учреждениями;
  4. эффективное исполнение бюджета по расходам;
  5. дальнейшее развитие системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд МО «Мирнинский район»;
  6. создание условий для повышения эффективности исполнения функций муниципальных органов;
  7. повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами;
  8. анализ, выявление и сокращение неэффективных расходов бюджета МО «Мирнинский район»;
  9. создание условий для развития информационной среды и технологий, необходимых для управления бюджетным процессом;
  10. внедрение автоматизированной системы непрерывного контроля муниципальных закупок «WEB-Торги-КС» в целях развития системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  муниципальных нужд.

К ожидаемым результатам реализации, непосредственно вытекающим из установленной цели, относится повышение качества управления муниципальными финансами.           Реализация программы осуществляется по следующим этапам:

На первом этапе реализации программы (даты реализации этапа – 2016 год) реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе совершенствование нормативно-правовой и методологической базы, разработку методов среднесрочного и долгосрочного финансового планирования и программно-целевого финансирования бюджетных расходов.

Второй этап реализации программы (2017 год) является определяющим этапом всей программы. На данном этапе завершается отработка основных нормативных правовых актов и инструментов, позволяющих достичь целей, заявленных программой, и осуществляется их практическое внедрение в механизмы финансового управления.

Третий этап реализации программы (2018 год) является завершающим этапом всей программы. На данном этапе завершается реализация мероприятий, направленных на повышение общего уровня технического, программного оснащения органов местного самоуправления и подготовку высококвалифицированного персонала с целью создания эффективной системы управления муниципальными финансами Мирнинского района.

Для обеспечения эффективного управления реализацией программы за каждым направлением как в финансовой и бюджетной сферах, так и в других областях социально-экономического развития района закреплен ответственный координатор, по каждому направлению программы определены целевые индикаторы (показатели), разработаны планы реализации в форме календарных графиков, определен механизм мониторинга и оценки результатов. Исполнение целевых индикаторов (показателей) по поставленным основным задачам на 2016 год составило 85%. Из основных задач программы 3 задачи исполнены на 100%, 3 задачи с высокой степенью эффективности (70-90%), 1 задача со средней степенью эффективности (60-70%).

В рамках реализации основных задач по увеличению доходной части бюджета МО «Мирнинский район» создана и работает комиссия по администрированию доходов. Основными ее задачами являются координация совместных действий главных администраторов доходов, ответственных лиц-координаторов по закрепленным видам доходов, создание базы плательщиков по видам доходов, увеличение доходности от использования имущества муниципальной казны, взаимодействие с компаниями-недропользователями, осуществляющими свою деятельность на территории района, рассмотрение на комиссии предприятий и организаций, имеющих задолженность по налоговым платежам.

В целях увеличения поступления налога на доходы физических лиц  - основной составляющей доходной части бюджета - между администрацией МО «Мирнинский район» и территориальным налоговым органом подписано соглашение о взаимодействии, утвержден план совместных мероприятий по постановке на налоговый учет подрядных и субподрядных организаций, имеющих стационарные рабочие места на территории района. На постоянной основе ведется работа с организациями–недропользователями по постановке на налоговый учет в Мирнинском районе их подрядных организаций.

С 2015 года законом Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» передан норматив отчисления  НДФЛ в виде фиксированных платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, в бюджеты муниципальных районов - 100%. В результате проведенных мероприятий по полноте уплаты НДФЛ (в виде патента) от иностранных граждан сумма налога составила за 2016 год 23,2  млн. руб. (для сравнения: в 2015 году – 4,5 млн. руб.). Все обозначенные мероприятия позволяют обеспечивать более качественное исполнение доходной части бюджета и повышать достоверность прогноза поступлений в бюджет. По итогам последних двух отчетных лет наблюдается увеличение доходной части бюджета района (с учетом межбюджетных трансфертов из республиканского и федерального бюджетов) на 109%.

В связи с активным развитием нефтегазовой отрасли в районе проводятся коллегии по итогам работы каждого недропользователя, ведущего деятельность на территории района, где заслушиваются отчеты об их деятельности за прошлый год и дальнейшие планы развития. Отдельно проводятся совещания по вопросу взаимодействия компаний-недропользователей и родовых общин при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности на территории поселений. Подписаны соглашения о сотрудничестве, направленные на социально-экономическое развитие района.

Основными итогами финансовой политики МО «Мирнинский район» являются формирование устойчивой и сбалансированной бюджетной системы, своевременное исполнение в полном объеме всех социальных обязательств, повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем реализации программно-целевого метода бюджетного планирования на основе разработки муниципальных программ. В 2016 году в районе действовало 43 ведомственных целевых программы. Постоянно проводится работа по контролю за их эффективностью, достижению целевых индикаторов. Целевые программы района имеют среднесрочный горизонт планирования до 5 лет со сроком реализации до 2020 года.

Оценка эффективности ведомственных целевых программ проводится по следующим критериям: степень достижения индикаторов за 2016 год, динамика значений индикаторов по сравнению с прошлым годом, уровень освоения финансовых средств, размещение ответственными координаторами комплекса информационных материалов на официальном сайте МО «Мирнинский район».     В результате из 43 муниципальных программ 30 программ с высокой степенью эффективности (70%), 7 программ со средней степенью эффективности (16%), 5 программ с низкой степенью эффективности (12%), 1 программа неэффективная (2%) - неисполнение установленных показателей ВЦП «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда» в связи с переносом работ по сносу на 2017 год.

Для целевого, планомерного и полного освоения средств межбюджетных трансфертов работает специально созданная комиссия, по каждому виду межбюджетных трансфертов закреплены ответственные координаторы. В 2016 году субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из федерального и республиканского бюджетов освоены на 98,8%. Помимо планомерного осуществления текущих мероприятий по исполнению бюджета, поставлены основные задачи на 2017 год:

  • разработка, согласование и утверждение стратегии социально-экономического развития МО «Мирнинский район» до 2030 года;
  • дальнейшее развитие социального партнерства с компаниями-недропользователями;
  • внедрение принципов проектного управления в деятельность администрации района;
  • дальнейшее совершенствование программно-целевого метода бюджетного планирования на основе исполнения муниципальных программ, достижение поставленных целей, оценка их эффективности;
  • продолжение работы по повышению качества и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов;
  • исполнение всех социальных бюджетных обязательств;
  • увеличение минимального размера оплаты труда с 1 июля 2017 года работникам, финансируемым из бюджета района, до величины не ниже прожиточного минимума, установленного по республике;
  • внедрение единой системы оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств МО «Мирнинский район», проведение их ежегодного рейтинга;
  • развитие единой интегрированной информационной системы управления бюджетным процессом, внедрение автоматизированной системы непрерывного контроля муниципальных закупок «WEB-Торги-КС» в целях развития системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  муниципальных нужд.

В 2017 году планируется реализация проекта «Активный гражданин» – аналог общераспространенного в стране проекта «Народный бюджет». Суть проекта заключается в конкурсном комиссионном отборе социально значимых проектов, разработанных инициативными группами граждан, некоммерческими организациями, и выделении им для реализации целевого софинансирования из местного бюджета. Цель проекта - вовлечение населения в бюджетный процесс, повышение активности граждан в решении различных злободневных проблем, поддержка общественных инициатив.

Также разрабатывается муниципальная программа «Поддержка инвестиционных проектов, реализуемых на территории Мирнинского района». Таким образом, мы призываем жителей алмазного края активнее участвовать в проектах, реализуемых в рамках различных муниципальных программ.     В 2015 году в целях обеспечения открытости бюджета МО «Мирнинский район» для населения  выпущена брошюра «Бюджет для граждан муниципального образования «Мирнинский район» за отчетные периоды 2013-2014 годы, плановый период 2015 год».

В 2016 году в целях повышения открытости и прозрачности управления муниципальными финансами проведены ярмарки финансовой грамотности для населения и учащихся образовательных учреждений, способствующие повышению уровня грамотности в вопросах формирования и исполнения бюджета и иных аспектов деятельности органов государственной, муниципальной власти.  МО «Мирнинский район» в 2015 году приняло участие и стало победителем VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета».