Институт образовательного маркетинга –ресурс инновационного развития муниципальной системы образования

К списку практик


Муниципальное образование «Город Великого Новгород» Новгородской области

Институт образовательного маркетинга –ресурс инновационного развития муниципальной системы образования

Это архивная практика, которая не участвует в голосовании
Страна: 
Россия
Регион: 
Новгородская область
Тематика: 
Социальная политика

Аннотация. Представлен опыт деятельности муниципального автономного образовательного учреждения повышения квалификации специалистов «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов» Великого Новгорода, которое было создано в 2000 году. Идея его создания заключалась в сближении образования и экономики города. По своим целям, содержанию деятельности и организационной структуре Институт является уникальным учреждением не только для системы образования Великого Новгорода и Новгородской области, но и для образовательного пространства России. Деятельность Института основывается на принципах маркетинга и сетевой организации.

Постановка проблемы. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, формируют  новый социальный заказ и новые вызовы по отношению к системе образования:

- расширение экономики знаний, предусматривающей применение новых моделей образования;

- внимание к человеческому капиталу как основной ценности общества – новые кадры и новая модель их подготовки и переподготовки;

- стремление к интеграции науки и практики путем инноваций и инвестиций, использования современных технологических решений в различных сферах общественной жизни;

- диверсификация условий и потенциала образовательных систем, значимость выявления и поддержки «точек роста».

В муниципальной системе образования остаются нерешенными комплексные проблемы, включающие в себя: снижение качества подготовки выпускников; слабую преемственность уровней образования и предметных областей; недостаточный уровень компетентности педагогических кадров и их «профессиональное выгорание»; различный уровень доступности педагогических работников к методическим, информационным ресурсам, готовность и умение ими воспользоваться.

Цель и задачи. В 2000 году с целью повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций было создано муниципальное автономное образовательное учреждение повышения квалификации специалистов «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов». Основные задачи Института:

  • создание условий для многоуровневой системы непрерывного педагогического образования;
  • содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития образования;
  • формирование сети и координация работы муниципальных профессиональных объединений педагогов, комплексное научно-методическое сопровождение их деятельности;
  • разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования;
  • создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей субъектов системы образования города (муниципальных образовательных учреждений, органа управления образованием, кадров);
  • осуществление мониторинга состояния муниципальной системы образования;
  • формирование профессиональных и образовательных ориентаций обучающихся муниципальных образовательных учреждений;
  • осуществление в установленном порядке издательской деятельности.

Описание действий. Институт осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • комплексное научно-методическое сопровождение и консультирование образовательных организаций и их руководителей,
  • повышение квалификации педагогических и управленческих кадров,
  • мониторинг качества образования, в том числе диагностику уровня образовательных достижений обучающихся 2-11 классов и формирование образовательной, а также профессиональной ориентации молодёжи,
  • осуществление информационно-издательских проектов,
  • сопровождение и консультирование руководителей образовательных организаций по вопросам охраны труда,
  • взаимодействие с организациями профессионального образования,
  • разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ и дополнительных профессиональных образовательных программ, а также организация  обучения населения города по краткосрочным дополнительным образовательным программам, в том числе посредством отдельных лекций и семинаров, а также с использованием СМИ,
  • формирования здорового образа жизни, профилактика социально значимых болезней (обучение детей  2, 4, 7, 9, 10 классов по программе «Школа здорового образа жизни», разработка и реализация краткосрочных дополнительных образовательных программ для обучающихся в рамках указанной программы),
  • организационно-массовая работа с педагогической общественностью и членами их семей (организация и проведение городских массовых мероприятий для различных категорий работников образования, в том числе для ветеранов педагогического труда),
  • PR-поддержка имиджа педагога, продвижение позитивного педагогического опыта (конкурсы профессионального мастерства, семинары, конференции и т.п.), в том числе для молодых специалистов,
  • создание сети кружков, клубов, объединений для самореализации и развития творческих способностей педагогов и членов их семей.

Особую актуальность в последнее время в новгородском педагогическом сообществе приобретает внутрифирменное (корпоративное) обучение педагогов, понимаемое как способ повышения квалификации педагогического коллектива в целом и отдельного педагога в частности. Как правило, внутрифирменное обучение осуществляется научным консультантом учреждения, специально приглашенными специалистами, методической службой.

Институтом выстроена система обучения руководителей с последующей организацией ими обучения своих коллективов. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время происходит переход от собственно управленческой к менеджерской системе руководства образовательной организацией, то есть на смену философии «воздействия» в управлении образовательной организацией приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления». Деятельность менеджера строится на основе уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуации успеха. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы работы с кадрами. Чем выше уровень корпоративной культуры, тем эффективнее будет деятельность  образовательной организации.

С 2010 года в муниципальной системе образования Великого Новгорода Институтом апробируется сетевая модель муниципальной методической службы. На наш взгляд, сетевое взаимодействие создает условия: для оптимизации ресурсов, для решения дидактических и управленческих задач, для достижения синергетического эффекта. Кроме того, это еще и современная, эффективная форма повышения профессиональной компетентности педагогических работников на рабочем месте, в реальной, живой практике образовательного процесса. В этом случае реализуется идея самообучающейся организации, при использовании которой ресурсом выступают собственный потенциал  и возможности партнеров: нет только тех, кто учит, но и тех, кто только осваивает  новый материал. Все учатся друг у друга, обмениваются опытом, находят коллективные решения. В этом смысле профессиональные команды, сетевые профессиональные объединения педагогов  становятся наиболее эффективными вариантами повышения квалификации, превращаются в фактор жизненного и профессионального успеха для каждого участника. В новую модель муниципальной методической службы входят следующие сетевые методические структуры:

  • центры потенциального роста (разрабатывают модель развития учреждения через организацию внешнего сопровождения отдельных направлений  работы);
  • комплексы инновационного развития (совершенствуют механизмы реализации государственной образовательной политики, используя собственные научно-методические, информационные, кадровые и др. ресурсы);
  • центры результативного опыта (распространяют эффективный опыт образовательных организаций на теоретическом и практическом уровнях по конкретному аспекту деятельности);
  • проблемные лаборатории;
  • стажировочные площадки (развивают профессиональную компетентность педагогов  и руководителей через организацию практической деятельности);
  • сетевые сообщества (объединяют педагогов по учебному предмету или направлению деятельности);
  • консультационные пункты;
  • школа молодого руководителя;
  • школа молодого специалиста;
  • мастерская творческих идей.

Результаты. Значимым результатом деятельности Института можно считать создание в муниципальной методической службе Великого Новгорода адаптивной модели повышения профессиональной компетентности педагогов. Ее суть – в использовании современных гуманитарных практик «проживания», самоопределения, сопроектирования; цель – сделать процесс реквалификации синергетическим, придать ему субъектность. Как показывает практика работы, к наиболее эффективным можно отнести следующие формы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов:

– постоянная учеба через систему семинаров, участие в работе профессиональных объединений педагогов;

– система открытых педагогических событий;

– конференции, где происходит формирование языка, на котором возможна коммуникация педагога и современной науки;

– занятия межпредметной проблемной лаборатории, позволяющие педагогам участвовать в проведении педагогических исследований процесса преподавания, повышать уровень исследовательской и коммуникативной культуры;

– индивидуальное и групповое консультирование;

– тьюторство (сопровождение молодых специалистов и начинающих руководителей, а также педагогов, работающих с детьми, имеющими особые потребности).

Институт предоставляет широкий выбор возможностей для повышения профессионализма педагогов и руководителей, разработки индивидуального маршрута повышения квалификации, формирует оптимальные условия для развития персонифицированной и накопительной систем  повышения квалификации работников сферы образования. Деятельность Института способствует повышению качества образования в муниципальной образовательной системе Великого Новгорода; повышению уровня профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров; успешности реализации приоритетных направлений модернизации образования; росту продуктивности и качества деятельности методической службы города. Полученные результаты объясняются правильно организованным поиском и определением внутренних ресурсов развития Института, а также их рациональным и эффективным использованием.