Образовательный проект «Ростов-на-Дону — город, открытый для школ»

Муниципальное образование «Городской округ город Ростов-на-Дону» Ростовской области

Образовательный проект «Ростов-на-Дону — город, открытый для школ»

Вверх
Проголосовали 1542 пользователя.
Голосование завершено
Страна: 
Россия
Регион: 
Ростовская область
Тематика: 
Социальная политика

Аннотация.   Образовательный  проект направлен на гражданско - и военно-патриотическое образование и воспитание детей дошкольного и школьного  возраста, на формирование чувства гордости и любви к Родине, родному городу, создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных, историко-культурных ресурсов города Ростова-на-Дону в целях формирования целостной  образовательной и воспитательной среды. В процессе  реализации  проекта определяется круг социальных объектов, создается система взаимодействия образовательных организаций  города с  учреждениями городского социума,  интерактивный атлас социальных объектов, каталог уроков  и внешкольных мероприятий с  методическими  рекомендациями по использованию их при организации  образовательной, воспитательной и досуговой деятельности детей и молодежи  гражданско-патриотической направленности на базе социальных  объектов партнеров. 

Постановка  проблемы. Тема патриотического воспитания школьников в  настоящее  время является актуальной и важной  в  социально-культурном и политическом  смысле. И  не  случайно  Президент Российской  Федерации   неоднократно обращал    внимание на то, что  именно  гражданская  ответственность,  патриотизм  являются  консолидирующей  базой  нашей  политики.  Важным фактором формирования патриотизма у  ростовских  детей  является дошкольное и школьное  образование, поскольку изучение героических страниц истории Ростова-на- Дону предоставляет богатые возможности для их  воспитания. Благородный гражданский и нравственный опыт лучших людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.

В сердце каждого человека особое место занимают чувство Родины, гордости за свой город, в котором он родился и живет. Эти чувства не появляются из ниоткуда, они формируются благодаря увлекательным рассказам об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся людях. Личный пример взрослых, грамотно выстроенный педагогический процесс помогут сформировать в детях чувство патриотизма и любви к родному краю. Задача педагога – рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Хорошо,  если  часть  уроков,  внеклассных  мероприятий  пройдет  вне  стен  родной  школы – на  территории  исторического объекта, улицы, где  происходили  те или иные  события, у  экспозиции музея, в личной  беседе  с  выдающимися  людьми своего  города.  Исходя из вышесказанного, актуальность данного проекта определяется стремлением расширить знания детей о родном городе, его истории, культуре, традициях и обычаях местных жителей.

Сроки реализации: 2015-2018 гг.

Цели:

1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия города в образовательной работе с детьми  дошкольного   и школьного возраста для полноценного развития современного ростовчанина, становления его личности, приобщения к культуре родного города.

2.  Приобщение дошкольников и школьников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю через знакомство с историческими,  культурными памятниками,   улицами ближайшего окружения.

Задачи:

1.Формирование интереса к «малой» Родине. Ознакомление  школьников с достопримечательностями, культурой, традициями родного края; с жизнью замечательных людей, прославивших свой край.

2. Формирование гражданских и патриотических чувств.

3. Развитие ученической и педагогической проектной деятельности исследовательского типа по  формированию  атласа      «Памятные  места  нашего  города».

4. Организация занятий для школьников на базе учреждений культуры, исторических объектов, предприятий, в памятных местах  Ростова-на-Дону. 

5. Обобщение  опыта  учителей  города  по использованию  исторических  объектов города в  процессе  образовательной  и  воспитательной  деятельности. Формирование методических  рекомендации  по  их использованию.

Механизм реализации.

  •  сбор информации о культурно-историческом наследии города,  обобщение с  размещением  исторических  объектов в  соответствии с образовательными  областями на интерактивных страницах    атласа «Ростов-на-Дону – город, открытый  для  школ»  (сайт муниципального казенного  учреждения «Информационно- аналитический центр образования»);
  • работа со СМИ с целью просвещения городского  сообщества  о  реализации проекта;
  • организация и проведение лекционных и семинарских занятий для  педагогического сообщества по проблемам  патриотического воспитания;
  • организация и проведение городских конкурсных мероприятий для учащихся в  рамках  реализации  проекта;
  • разработка и выпуск научно-методических сборников  о культурно- исторических и естественно-научных  знаменательных объектах и  памятниках города – ныне  существующих и   ранее имевшихся, но на сегодняшний день снесенных:
  • совместно  с государственным архивом Ростовской области и управлением образования города в 2015 году в результате  поисковой деятельности в архивных фондах с  участием   школьников и учителей муниципальных ОУ отобраны  материалы и издан сборник о суровых буднях, состоянии народного  образования и работе школ города в годы ВОВ. Сборник содержит сведения об учениках и сотрудниках ростовских  школ, удостоенных звания Героя Советского  Союза, а также  кратко  характеризует школьные музеи, сохраняющие память о ВОВ.
  • ведется  поисковая работа  с участием сотрудников архива, учителей и  школьников города Ростова-на-Дону по  истории природоохранных мероприятий  на Дону  с использованием архивных  материалов,  формируется научно- популярный  сборник «Экология Дона. Век XIX – век XXI». 

Нормативные документы.

1. Закон Ростовской области №528-ЗС (принят Законодательным собранием Ростовской области 26 апреля 2016 года, подписан губернатором Ростовской области 6 мая 2016 года) «О патриотическом воспитании граждан в Ростовской области».

2. Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 15.04.2016 №24/3.1-2840.

3. Постановление правительства Ростовской области «Об утверждении концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года» №134 от 2.03.2015.

4. Приказ управления образования города Ростова-на-Дону от 6.08.2015 № 844 "О проведении I городской игры-путешествия «Старый Ростов: летопись минувшего» в рамках реализации проекта «Ростов-на-Дону - город, открытый для школ».

Целевая аудитория  - школьники (дошкольники),  педагогические работники,  сообщество  родителей города.

8. Результаты реализации.

  • Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности и патриотизма  школьников (в мероприятиях патриотической  направленности ежегодно принимают  участие более 10.000 дошкольников и школьников города).
  •  Повышение уровня информированности молодого поколения о культурно-историческом наследии города - размещение материалов по реализации проекта на сайте администрации города, управления образования города. Проведение олимпиад патриотической направленности, организация проектной деятельности школьников, участие в информационных днях, неделях мобильности и др. (ежегодно планируется более 250 мероприятий). Учителями города разработано 265 уроков на базе того или иного  социального объекта с  описанием его истории и  информационной  значимости. 
  •  Привлечение внимания общественности к проблеме охраны памятников истории и культуры (акции, защита проектов на разных уровнях).
  • Непосредственное знакомство школьников с коллекциями школьных,  муниципальных музеев; народными игрушками, старинными предметами быта, скульптурой, картинами, архитектурой зданий, интерьерами залов, с подлинными произведениями искусства и культуры, литературным  наследием, экологическими  памятниками  и  др.
  • Расширение рамок предметного содержания, освоение навыков исследовательской деятельности, а также привлечение родителей к еще более активному участию в образовательном процессе (подготовлено 72 проекта по тематике данной  практики).