Семья и дети Чернушинского муниципального района
К списку практик

Семья и дети Чернушинского муниципального района
Аннотация. Реализация муниципальной программы «Семья и дети Чернушинского муниципального района». Создание защищенной, комфортной и доброжелательной среды для жизни, развития и благополучия детей и семей с детьми через улучшение жилищных условий молодых семей, создание условий для выявления, поддержки и развития талантливых детей, увеличение доли граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охваченных проектами социально ориентированных некоммерческих организаций, от общей численности граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание условий для удовлетворения потребности детей в качественном и доступном отдыхе и оздоровлении, профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторной, социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Постановка проблемы. Актуальное состояние сферы семьи и детства характеризуется реальным преодолением наиболее острых негативных тенденций в детско-подростковой среде: безнадзорности детей, подростковой преступности, разрушения института семьи. В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска, нуждающиеся во вмешательстве со стороны государства, необходимо переходить к политике поддержки семейного благополучия, экономической устойчивости семей.
Несмотря на позитивные тенденции в сфере семейной политики в Чернушинском районе, отмечается низкий уровень доступности услуг для семей с детьми, направленных на коррекцию ранних случаев неблагополучия, в том числе психологических, правовых, досуговых, оздоровительных. Остается низкой степень участия негосударственных некоммерческих организаций в оказании социальных услуг. Практика показывает, что для молодых жителей района жилищная проблема является первостепенной. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.
По данным мониторинга, увеличивается количество фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Анализ преступлений против несовершеннолетних свидетельствует о том, что дети становятся жертвами насилия чаще всего по месту жительства, т.е. злоумышленниками в отношении своих детей являются их родители или близкие люди. Рост числа преступлений, общественно опасных деяний среди несовершеннолетних требует более активного вмешательства субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работу по профилактике детско-подростковой преступности. Нарастают риски, связанные с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Наиболее острыми проблемами являются семейные конфликты, некомпетентность родителей в воспитании детей. Прогрессируют процессы снижения ответственности родителей за содержание и развитие детей. Остаются актуальными проблемы уклонения родителей от воспитания детей, семейное насилие.
Одной из социально значимых проблем является поиск путей снижения числа правонарушений среди детей и повышения эффективности профилактических мер, что может быть обеспечено принятием скоординированных решений на межведомственном уровне с привлечением общественности, внедрением восстановительных технологий, формированием законопослушного поведения несовершеннолетних.
Период реализации - 2015-2019 годы.
Цель и задачи. Создание защищенной, комфортной и доброжелательной среды для жизни, развития и благополучия детей и семей с детьми в Чернушинском районе. Задачи:
- Улучшение жилищных условий молодых семей.
- Создание условий для выявления, поддержки и развития талантливых детей.
- Увеличение доли граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охваченных проектами социально ориентированных некоммерческих организаций, от общей численности граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Создание условий для удовлетворения потребности детей в качественном и доступном отдыхе и оздоровлении.
- Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторной; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Механизм реализации. Программа «Семья и дети Чернушинского муниципального района» разработана с учетом национальной Стратегии действий в интересах детей и определяет комплекс целей и задач в интересах детей, а также базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие, финансовое обеспечение, а также механизмы реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступности социальных услуг для семей с детьми. В рамках муниципальной программы реализуются следующие подпрограммы:
Подпрограмма 1. Обеспечение жильем молодых семей на территории Чернушинского муниципального района. Для решения жилищной проблемы молодых семей реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей путем предоставления социальных выплат за счет федерального, краевого бюджетов и бюджетов муниципальных образований Чернушинского МР. В 2011-2016 годах на улучшение жилищных условий молодых семей было направлено более 95 000 000 рублей за счет средств бюджетов различных уровней. В том числе за счет средств бюджетов муниципальных образований Чернушинского МР - более 9 000 000 рублей. Свои жилищные условия улучшили 385 молодых семей. Приобретено и построено более 26400000 квадратных метров жилья.
Подпрограмма 2. Талантливые дети Чернушинского муниципального района. Программа стала важнейшим инструментом решения проблем, связанных с обеспечением условий для выявления и развития талантливых детей, реализацией их потенциальных возможностей и социальной защитой. На муниципальном уровне систематически проводятся предметные олимпиады, конкурсы исследовательских и творческих работ, в ходе которых выявляется большое количество талантливых детей в различных областях учебной деятельности.
Подпрограмма 3. Равные возможности для детей, семей и общественных организаций, нуждающихся в особой заботе государства. Действие данной подпрограммы распространяется на малоимущих и социально незащищенных граждан, инвалидов, ветеранов и пенсионеров.
Подпрограмма 4. Развитие системы отдыха и оздоровления детей. Организация условий для качественного и доступного отдыха и оздоровления детей Чернушинского муниципального района.
Подпрограмма 5. Профилактика, социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, воспитание ответственного родительства. Развитие системы служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом. Обеспечение защиты и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах их жизнедеятельности. Улучшение координации усилий учреждений, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом. Создание постоянно действующего молодежного объединения активистов служб примирения.
Участниками муниципальной программы являются органы местного самоуправления поселений Чернушинского МР, муниципальные учреждения культуры и образования, общественные организации района.
Перечень муниципальных нормативных документов:
- постановление Главы Чернушинского муниципального района от 10.02.2016 № 26 «Об утверждении порядка предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями Чернушинского муниципального района».
- постановление Главы Чернушинского муниципального района от 28.04.2016 № 87 «Об организации отдыха и оздоровления в Чернушинском муниципальном районе».
- приказ управления социального заказа от 30.12.2016 № 161 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели на оформление подписных изданий для детей и семей с детьми, на приобретение литературы по воспитанию ответственного родительства, организацию семейного досуга, книг для совместного чтения за счет средств бюджета Чернушинского муниципального района».
- приказ управления социального заказа от 30.12.2016 № 162 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели на проведение информационной работы с семьями с детьми по профилактике алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании, на изготовление социальной рекламы по профилактике пивного алкоголизма, суррогатов, сигарет за счет средств бюджета Чернушинского муниципального района».
Результаты реализации.
№ п/п
- Целевой показатель, ед. измерения
- Плановое значение
- Фактическое значение
- Исполнение бюджета Чернушинского муниципального района за 2016 год (тыс. руб.)
1
- Количество молодых семей получивших свидетельство, средства 2016 г., обязательства 2015 г., семей
- 5
- 7
- 101,034
2
- Доля молодых семей, получивших свидетельство, в общем количестве молодых семей, состоящих на учете в качестве участниц подпрограммы 1 %
- 1,06
- 1,06
- 101,034
3
- Доля талантливых детей, получающих педагогическую, психологическую и материальную поддержку, от общего числа выявленных талантливых детей, %
- 100
- 100
- 183,400
4
- Доля участников интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей краевого, регионального и всероссийского уровней от общего количества детей школьного возраста в Чернушинском муниципальном районе, %
- 25,0
- 25,0
- 183,400
5
- Доля граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охваченных проектами социально ориентированных некоммерческих организаций, от общей численности граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, %
- 10
- 10
- 1346,41
6
- Доля детей в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления и отдыха, от общего числа детей, подлежащих оздоровлению, %
- 78,0
- 76,0
- 3306,576
7
- Количество детей в возрасте от 7 до 17 лет, оздоровленных в загородных и санаторно-оздоровительных лагерях, человек
- 1018
- 1265
- 3306,576
8
- Доля детей в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости детей, из числа находящихся в трудной жизненной ситуации, % от числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, %
- 64,0
- 62,8
- 3306576
9
Количество детей, находящихся в социально опасном положении, человек
157
152
214,3
10
- Удельный вес числа преступлений, совершенных подростками, в общем числе преступлений в районе, %
- 5,3
- 8,4
- 214,3
11
- Количество детей и подростков - участников работы школьных служб примирения, человек
- 88
- 88
- 214,3