Муниципальные программы гражданско- и военно-патриотического воспитания граждан, нацеленные на формирование чувства гордости и любви к Родине, знание истории своего города, поселения, края
К списку практик

Муниципальные программы гражданско- и военно-патриотического воспитания граждан, нацеленные на формирование чувства гордости и любви к Родине, знание истории своего города, поселения, края
Аннотация. Актуальность введения программы «Любимый сердцу уголок - наш родной городок» во внеурочную деятельность младших школьников заключается в том, что одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города». Таким образом понятия «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом» наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение. Авторская программа внеучебного курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Любимый сердцу уголок - наш родной городок» рассчитана на обучающихся начальной школы.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Любимый сердцу уголок - наш родной городок» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей. Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Саратовской области.
Постановка проблемы. Актуальность введения программы «Любимый сердцу уголок - наш родной городок» во внеурочную деятельность младших школьников заключается в том, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к Родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Период реализации: ведется на протяжении двух лет в 3-4 классах.
Цели:
- Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- Воспитание деятельного гражданина с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью г.Энгельса, значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
- Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
- Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией.
- Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умением применять данную технологию в самостоятельной работе.
Реализация программы осуществляется в тесном сотрудничестве с учреждениями социума, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Программа кружка внеурочной деятельности «Любимый сердцу уголок - наш родной городок» предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и экскурсии, индивидуальные и групповые творческие работы с применением иллюстративных презентаций, а также диспуты, выставки, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, посещение театров, библиотек города.
Некоторые темы программы, их содержание и форма проведения
1 год обучения
п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Форма организации занятия |
2 1 |
Город, в котором мы живём. |
Обогатить современное понятие «город» историко-культурным и экологическим содержанием. Мини-проект «Осень в моем городе» |
Беседа. Мини-проект «Осень в моем городе». |
2 2 |
Моя родословная |
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времён в истории родного города. |
Исследовательская работа «Моя родословная». |
3 |
Рождение города |
Наша Родина (дом, город ,родной край, страна). Познакомить учащихся с краеведческим музеем города Энгельса. Дать представление о рождении города. |
Беседа. Экскурсия в Краеведческий музей |
Предприятия города Энгельса. |
Познакомить учащихся с ведущими предприятиями города, профессиями. |
Экскурсия на предприятия города. Проект «Мороженое «Белая Долина» |
2 год обучения
п/п |
Тема занятия |
Содержание |
Форма организации занятия |
1 |
Города, входящие в состав Саратовской области, г.Саратов |
Дать представление о символике городов и областей. |
Организация туристических выездов в г.Саратов, г.Маркс и т.д. |
2 2 |
«Судьба моей семьи в истории моего города». |
Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края. |
Беседа. Исследовательские работы: «Судьба моей семьи в истории города». |
3 |
Географическое положение Энгельса. |
Познакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных; познакомиться с садово-парковой культурой города; учиться видеть прекрасное в окружающем мире и стремиться к сохранению природных богатств родного края..» |
Результаты реализации. В реализации программы внеурочной деятельности «Любимый сердцу уголок – наш родной городок» приняли участие 20 родителей, 26 учащихся 3-4 классов. Благодаря совместным делам родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе как посторонние наблюдатели. Реализация программы завладела вниманием всех участников и поддерживала устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовала созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованности в получении новых знаний.
Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях учащихся, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей. Родители охотнее откликаются на просьбы классного руководителя, активно принимают участие в жизни класса, повысилась посещаемость всех мероприятий, проводимых в классе. Особенно родители проявили себя в организации внеклассных выездных мероприятий. Очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению родителей и учащихся на основе общих интересов, привлекает взрослых, тем самым способствуя повышению качества образовательного процесса.