Успешные и передовые технологии в разработке и реализации муниципальных стратегий
К списку практик

Успешные и передовые технологии в разработке и реализации муниципальных стратегий
Проект «Школа здорового образа жизни» («ШЗОЖ») реализуется в общеобразовательных организациях Великого Новгорода 15 лет. Участники образовательного процесса получают информацию по вопросам охраны здоровья и формирования здорового образа жизни детей и молодежи. Осуществляется мониторинг уровня образовательных достижений обучающихся по программе «ШЗОЖ», проводятся профилактические медицинские осмотры и экспресс-тестирование, формируются потоки пациентов (из числа детей и подростков) в учреждения здравоохранения, оказывается методическая и консультативная помощь участникам образовательного процесса по тематике проекта.
Постановка проблемы
В современном цивилизованном и динамично развивающемся обществе здоровье человека является важнейшим критерием благополучия. Состояние здоровья подрастающего поколения – показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Не случайно, поэтому, проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальных проблем в образовании. Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу, поскольку является одним из показателей, определяющих: экономический, интеллектуальный, культурный, духовный потенциал страны, национальную безопасность государства и общества. Одной из приоритетных задач модернизации системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. На это же нацеливают образовательные организации и действующие нормативные правовые акты, регулирующие профилактическую деятельность:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
– Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
– письмо Министерства образования и науки России, МВД России и ФСКН России «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях» и др.
Одной из причин ухудшения здоровья обучающихся можно назвать несформированность у них ответственного отношения к своему здоровью. Наблюдается тенденция утраты системой образования своего первоначального предназначения – формирование духовно и физически здоровой личности. Сложившаяся ситуация требует принятия таких решений, которые обеспечивали бы повышение профилактических мер в организации процесса обучения.
Цель проекта: создание условий для развития и совершенствования работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детского населения, на формирование у них здорового образа жизни; повышение эффективности межведомственного взаимодействия в работе по сохранению здоровья детей и молодежи.
Задачи:
– организация информирования всех участников образовательного процесса по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики социально значимых болезней;
– формирование потоков пациентов (из числа детей и подростков) к врачам учреждений здравоохранения на ранних стадиях заболеваний;
– оказание методической и консультативной помощи всем участникам образовательного процесса.
Целевая аудитория и ее охват: школьники (4, 7, 9, 10, 11 классов), родители, педагоги общеобразовательной организации (в год участвуют в проекте более 10 000 чел., что составляет более 45 процентов общего числа обучающихся общеобразовательных организаций города).
Основные принципы реализации проекта:
1. Комплексность воздействия (подразумевает комплексное взаимодействие различных органов, учреждений и организаций, в том числе межведомственность).
2. Дифференцированность целей, задач, средств и планируемых результатов.
3. Последовательность этапов работы.
4. Аксиологичность содержания.
5. Комфортность микроклимата.
Образовательная программа «ШЗОЖ» реализуется в общеобразовательных организациях Великого Новгорода педагогами-психологами, учителями, юристами, медицинскими специалистами, социальными педагогами.
Проект представляет собой многоуровневую систему межведомственного взаимодействия, которая включает в себя:
– мероприятия по профилактике саморазрушающего поведения у детей и подростков младшего, среднего и старшего школьного возраста;
– обучающую (профилактическую) работу с родителями по программе «Школа успешных родителей»;
– обучающие семинары-тренинги для специалистов, работающих в системе образования;
– совместные мероприятия с привлечением врачей, психологов, инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов центров молодежных инициатив и других профессиональных групп лиц, работающих с детьми.
Здоровье – понятие многогранное, и оно не ограничивается физическим состоянием. Здоровье целесообразно понимать в широком смысле как интегральную характеристику человека и общества, состоящую из базисных составляющих: духовное, физическое, психическое, социальное здоровье.
Такой целостный подход требует межведомственного, междисциплинарного диалога и взаимодействия, предполагающего объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, различных ведомств, общественных организаций и специалистов: педагогов, врачей, психологов и других.
Социальные партнеры ШЗОЖ: департамент здравоохранения Новгородской области, ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница», ГОБУЗ «Областной клинический родильный дом», ГОБУЗ «Новгородский областной наркологический диспансер «Катарсис», ГОБУЗ «Центр «Хелпер».
Формы реализации проекта:
– проведение профилактических занятий в общеобразовательных организациях на протяжении учебного года (согласно утвержденному графику, 5-10 дней в каждой общеобразовательной организации);
– групповые и индивидуальные консультации для участников образовательного процесса;
– тренинги для различных целевых групп, в том числе для детей группы «риска»;
– организация и проведение профилактических игр и акций (в течение текущего года);
– тематические родительские собрания в общеобразовательных организациях, педагогические советы и (или) административные совещания, предваряющих реализацию программы «Школа здорового образа жизни»;
– проведение в образовательных организациях города тематических педагогических советов, посвященных охране здоровья обучающихся и профилактике вредных привычек и зависимостей;
– проведение секций по вопросам сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в рамках научно-практических конференций (различного уровня) для педагогической общественности;
– параллельное проведение социально-психологического исследования группы «риска», профилактических медицинских осмотров, экспресс-тестирования;
– популяризация идей здорового образа жизни через СМИ;
– транслирование позитивного опыта реализации проекта через участие в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации, публикацию материалов в популярных и научных изданиях.
К результатам работы по проекту можно отнести:
– формирование единого понятийного пространства по вопросам здоровьесбережения;
– укрепление и расширение межведомственного взаимодействия в системе профилактической работы с детьми и подростками;
– повышение уровня информированности населения по вопросам сохранения здоровья и формирование мотивации всех участников образовательного процесса на ведение здорового образа жизни;
– приобретение навыков здорового образа жизни обучающимися в общеобразовательных организациях города;
– увеличение потока пациентов (из числа детей и подростков) в лечебные учреждения на ранних стадиях заболеваний;
– снижение заболеваемости (в частности, инфекциями, передающимися половым путем);
– уменьшение количества абортов среди несовершеннолетних подростков;
– отсутствие отказа от новорожденных детей несовершеннолетних матерей (за 4 года ни одного отказа).
Рыбникова Наталья Павловна, ректор МАОУ ПКС «ИОМКР»
Фотоматериалы к тексту:
1. Занятия в летнем лагере
2. Занятие в начальной школе
3. Мы – за ответственное отцовство!
4. Мы – против вредных привычек!
Название практики: Институт образовательного маркетинга – ресурс инновационного развития муниципальной системы образования
Краткая аннотация
Представлен опыт деятельности муниципального автономного образовательного учреждения повышения квалификации специалистов «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов» Великого Новгорода, которое было создано в 2000 г. Идея его создания заключалась в сближении образования и экономики города. По своим целям, содержанию деятельности и организационной структуре Институт является уникальным учреждением не только для системы образования Великого Новгорода и Новгородской области, но и для образовательного пространства России. Деятельность Института основывается на принципах маркетинга и сетевой организации.
Постановка проблемы
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, формируют новый социальный заказ и новые вызовы по отношению к системе образования:
– расширение экономики знаний, предусматривающей применение новых моделей образования;
– внимание к человеческому капиталу как основной ценности общества – новые кадры и новая модель их подготовки и переподготовки;
– стремление к интеграции науки и практики путем инноваций и инвестиций, использования современных технологических решений в различных сферах общественной жизни;
– диверсификация условий и потенциала образовательных систем, значимость выявления и поддержки «точек роста».
В муниципальной системе образования остаются нерешенными комплексные проблемы, включающие: снижение качества подготовки выпускников; слабую преемственность уровней образования и предметных областей; недостаточный уровень компетентности педагогических кадров и их «профессиональное выгорание»; различный уровень доступности педагогических работников к методическим, информационным ресурсам, готовность и умение ими воспользоваться.
Будучи составной частью муниципальной образовательной системы Институт:
– разрабатывает стратегии управления педагогическим персоналом, осуществляет научно-методическое сопровождение инновационных процессов (научно-методическая функция);
– координирует деятельность городских методических структур и методических служб образовательных организаций, формирует их сетевое взаимодействие, проводит профессиональные конкурсы, научно-практические конференции (организационно-методическая функция);
– осуществляет мониторинг качества образования (оценочно-аналитическая функция);
– проектирует решение проблем образовательной системы (проектировочная функция);
– проводит образовательную политику (управленческая функция).
Являясь элементом социально-экономической системы города, Институт:
– изучает образовательные запросы местного сообщества (аналитико-диагностическая функция);
– устанавливает связи и партнерские отношения, как с учреждениями профессионального образования, так и предприятиями, организациями города (организационно-методическая функция).
Определены следующие принципы реализации данной модели:
– открытость и межсферность;
– целостность и комплексность;
– альтернативность;
– преемственность и непрерывность;
– сетевая организация;
– информатизация.
Институт осуществляет следующие основные виды деятельности:
- комплексное научно-методическое сопровождение и консультирование образовательных организаций и их руководителей;
- повышение квалификации педагогических и управленческих кадров;
- мониторинг качества образования, в том числе диагностика уровня образовательных достижений обучающихся 2-11 классов и формирование образовательной, а также профессиональной ориентации молодёжи;
- осуществление информационно-издательских проектов;
- сопровождение и консультирование руководителей образовательных организаций по вопросам охраны труда;
- взаимодействие с организациями профессионального образования,
- разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ и дополнительных профессиональных образовательных программ, а также организация обучения населения города по краткосрочным дополнительным образовательным программам, в том числе посредством отдельных лекций и семинаров, а также с использованием СМИ;
- формирование здорового образа жизни, профилактика социально значимых болезней – обучение детей 2, 4, 7, 9, 10 классов по программе «Школа здорового образа жизни», разработка и реализация краткосрочных дополнительных образовательных программ для обучающихся в рамках указанной программы;
- организационно-массовая работа с педагогической общественностью и членами их семей (организация и проведение городских массовых мероприятий для различных категорий работников образования, в том числе для ветеранов педагогического труда);
- PR-поддержка имиджа педагога, продвижение позитивного педагогического опыта (конкурсы профессионального мастерства, семинары, конференции и т.п.), в том числе для молодых специалистов;
- создание сети кружков, клубов, объединений для самореализации и развития творческих способностей педагогов и членов их семей.
Значимым результатом деятельности Института можно считать создание в муниципальной методической службе Великого Новгорода адаптивной модели повышения профессиональной компетентности педагогов. Ее суть – в использовании современных гуманитарных практик «проживания», самоопределения, сопроектирования; цель – сделать процесс реквалификации синергетическим, придать ему субъектность. Как показывает практика работы, к наиболее эффективным можно отнести следующие формы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов:
– постоянная учеба через систему семинаров, участие в работе профессиональных объединений педагогов;
– система открытых педагогических событий;
– конференции, где происходит формирование языка, на котором возможна коммуникация педагога и современной науки;
– занятия межпредметной проблемной лаборатории, позволяющие педагогам участвовать в проведении педагогических исследований процесса преподавания, повышать уровень исследовательской и коммуникативной культуры;
– индивидуальное и групповое консультирование;
– тьюторство (сопровождение молодых специалистов и начинающих руководителей, а также педагогов, работающих с детьми, имеющими особые потребности).
Особую актуальность в последнее время в новгородском педагогическом сообществе приобретает внутрифирменное (корпоративное) обучение педагогов, понимаемое как способ повышения квалификации педагогического коллектива в целом и отдельного педагога в частности. Как правило, внутрифирменное обучение осуществляется научным консультантом учреждения, специально приглашенными специалистами, методической службой.
Институтом выстроена система обучения руководителей с последующей организацией ими обучения своих коллективов. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время происходит переход от собственно управленческой к менеджерской системе руководства образовательной организацией, то есть на смену философии «воздействия» в управлении образовательной организацией приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления». Деятельность менеджера строится на основе уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуации успеха. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы работы с кадрами. Чем выше уровень корпоративной культуры, тем эффективнее будет деятельность образовательной организации.
С 2010 года в муниципальной системе образования Великого Новгорода Институтом апробируется сетевая модель муниципальной методической службы.
На наш взгляд, сетевое взаимодействие создает условия для оптимизации ресурсов, решения дидактических и управленческих задач, достижения синергетического эффекта. Кроме того, это еще и современная, эффективная форма повышения профессиональной компетентности педагогических работников «на рабочем месте», в реальной, живой практике образовательного процесса. В этом случае реализуется идея самообучающейся организации, при использовании которой ресурсом выступает собственный потенциал и возможности партнеров: нет не только тех, кто учит, но и тех, кто только осваивает новый материал. Все учатся друг у друга, обмениваются опытом, находят коллективные решения. В этом смысле профессиональные команды, сетевые профессиональные объединения педагогов становятся наиболее эффективными вариантами повышения квалификации, превращаются в фактор жизненного и профессионального успеха для каждого участника.
В новую модель муниципальной методической службы входят следующие сетевые методические структуры:
– центры потенциального роста (разрабатывают модель развития учреждения через организацию внешнего сопровождения отдельных направлений работы);
– комплексы инновационного развития (совершенствуют механизмы реализации государственной образовательной политики, используя собственные научно-методические, информационные, кадровые и др. ресурсы);
– центры результативного опыта (распространяют эффективный опыт образовательных организаций на теоретическом и практическом уровнях по конкретному аспекту деятельности);
– проблемные лаборатории;
– стажировочные площадки (развивают профессиональную компетентность педагогов и руководителей через организацию практической деятельности);
– сетевые сообщества (объединяют педагогов по учебному предмету или направлению деятельности);
– консультационные пункты.
Институт предоставляет широкий выбор возможностей для повышения профессионализма педагогов и руководителей, разработки индивидуального маршрута повышения квалификации, формирует оптимальные условия для развития персонифицированной и накопительной систем повышения квалификации работников сферы образования. Деятельность Института способствует повышению качества образования в муниципальной образовательной системе Великого Новгорода; повышению уровня профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров; успешности реализации приоритетных направлений модернизации образования; росту продуктивности и качества деятельности методической службы города.
Полученные результаты объясняются правильно организованным поиском и определением внутренних ресурсов развития Института, а также их рациональным и эффективным использованием.
Рыбникова Наталья Павловна, ректор МАОУ ПКС «ИОМКР»
Фотоматериалы к тексту:
- Мэр Юрий Бобрышев и ректор института Наталья Рыбникова на августовской педагогической конференции
- Обсуждаем проблемы образования
- Обучение молодых специалистов
- Супер-финал Конкурса педагогического мастерства
Название практики: Муниципальный научно-методический журнал «Ментор» – территория успеха и развития
Краткая аннотация
В работе представлено описание муниципального научно-методического журнала «Ментор» как городской площадки для трансляции позитивного опыта педагогических и управленческих кадров; объяснены мотивы выбора названия, отражены цели и задачи, стоящие перед редакционной коллегией журнала.
Муниципальный научно-методический журнал «Ментор» издается с августа 1996года. Учредителем издания является Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода. По замыслу учредителя, журнал не должен был стать простым перечнем руководящих документов, ему отводится роль общегородской площадки для педагогов, говорящих о различных аспектах педагогической деятельности в целом и системы образования Великого Новгорода в частности. Журнал издается для учителей, педагогических коллективов, администраторов системы образования, студентов – будущих педагогов, родителей, желающих более серьезно и профессионально подойти к воспитанию своих детей, – всех, кому не безразличны вопросы педагогики и развития системы образования.
Известно, что в греческой мифологии (по Гомеру) Ментор – итакиец, друг Одиссея, принявший попечение над Телемахом и другими домочадцами отправившегося под Трою царя (Od. XXII 235; II 225 след.; XXIV 456). В облике Ментора обычно являлась Афина, когда ей нужно было показаться Одиссею и не быть узнанной. Функция Ментора – «маска божества» – в литературе нового времени была вытеснена функцией «воспитателя» («Приключения Телемаха» Ф. Фенелона, «Тилемахида» В. К. Тредиаковского), и на сегодняшний день под словом «Ментор» понимается (подразумевается) наставник, воспитатель. Редакционная коллегия журнала убеждена, что обиходное выражение «менторский тон» не применимо к публикациям данного журнала.
Редакционной коллегией определены следующие цели издания журнала:
– содействие в повышении профессиональной компетентности педагогов Великого Новгорода;
– содействие созданию позитивного имиджа педагогической профессии среди общественности Великого Новгорода.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
– трансляция актуальной для педагогического сообщества Великого Новгорода информации различного рода на страницах журнала и приложений к нему: нормативно-правовой документации, результатов исследований и экспериментов, проводимых на территории города и Новгородской области, позитивного опыта педагогических и управленческих работников, осуществляющих свою деятельность в рамках предметных сетевых сообществ, творческих групп, проблемных лабораторий, комплексов инновационного развития, центров результативного опыта, центров потенциального роста, стажировочных площадок, созданных на базах образовательных организаций Великого Новгорода;
– публикация на страницах журнала анонсов проводимых в текущем учебном году мероприятий, заметок о прошедших конкурсах, фестивалях, мастер-классах, семинарах, о призерах конкурсов различного уровня как среди обучающихся, так и среди педагогов.
Членами редакционной коллегии являются специалисты комитета по образованию Администрации Великого Новгорода, сотрудники МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», преподаватели НовГУ имени Ярослава Мудрого, педагоги образовательных организаций Великого Новгорода.
Объем издаваемого журнала варьируется от 60 до 120 страниц формата А4. Каждый номер выпускается тиражом в 300 экземпляров. Публикации для авторов журнала «Ментор» являются бесплатными. Журнал и приложения к нему распространяются по образовательным организациям Великого Новгорода на бесплатной основе, а также размещаются на сайте Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов (http://iem.natm.ru). Количество изданий в год с течением времени (с 1996 г. по 2014 г.) изменилось с 4-х номеров в год до 3-х, однако практически каждый номер на данный момент издается с приложением, отражающим какой-либо аспект развития системы образования города. Целесообразность издания конкретного приложения определяется актуальностью публикуемой информации в педагогическом сообществе Великого Новгорода. Приведем примеры тематики приложений:
– к № 3, 2008: «Опыт деятельности классных руководителей школ и гимназий Великого Новгорода»;
– к № 1, 2012: «Методическая модель образовательного учреждения: сборник методических материалов по итогам работы комплексов инновационного развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений Великого Новгорода в 2011 году»;
– к № 1, 2013: «Здоровье – это жизнь: инновационные подходы к здоровьесбережению в системе образования Великого Новгорода»;
– к № 1, 2014: «Стандарты нового поколения в практике новгородских учителей».
До 2008 года не каждый номер журнала был тематическим. Традиционно в августовском номере журнала печатается публичный отчет комитета по образованию Администрации Великого Новгорода – это своеобразный итог деятельности системы образования Великого Новгорода за учебный год, определение перспектив развития на год следующий, чествование победителей различных конкурсов и грантов как среди педагогов, так и среди обучающихся.
С 2012 года редакционная коллегия делает тематику журнала сквозной – позволяющей педагогам учреждений, реализующих программы разных ступеней образования (дошкольного, основного, средне-специального, высшего), высказать свой взгляд по тому или иному вопросу. Например, темы номеров были следующими:
– № 1, 2012: «Город – воспитатель!»;
– № 3, 2012: «Социальное партнерство»;
– № 1, 2014: «Образование Великого Новгорода – события, люди, факты»;
– № 3, 2014: «Профессиональные сообщества педагогов – ресурс развития образования».
В рамках работы над очередным номером журнала редакционная коллегия производит отбор предоставленных педагогами материалов на предмет соответствия заявленной теме, требованиям, предъявляемым к статьям научно-методических журналов. Как правило, часть статей, получивших одобрение на публикацию, требуют разного рода доработки: от устранения стилистических недочетов до общих принципов построения законченного текста. Проводимая в дальнейшем с автором работа способствует повышению качества представляемых в будущем материалов, развитию оформительской компетентности педагога, росту мотивации на дальнейшее сотрудничество.
Можно проследить, как за 20 лет изменился облик журнала. В обложке традиционным стало использование новгородской тематики, а также поздравление победителей различных конкурсов разного уровня (как правило, на 4-й стр. обложки).
На протяжении нескольких лет выработался свой стиль представления материалов на страницах журнала. Традиционным стало использование цветной вкладки для отражения значимых событий, происходящих в муниципальной системе образования, актуальной информации для педагогического сообщества Великого Новгорода.
Результатом издания муниципального научно-методического журнала «Ментор» можно считать:
– ежегодное предоставление возможности около 100 педагогическим работникам образовательных организаций Великого Новгорода опубликовать свои наработки на страницах журнала и в приложениях к нему;
– оперативное информирование педагогической общественности образовательных организаций Великого Новгорода о появлении новой нормативно-правовой документации, о результатах исследований и экспериментов, проводимых на территории города и Новгородской области, о проводимых на территории города мероприятиях в рамках деятельности муниципальной методической службы;
– знакомство общественности Великого Новгорода с событиями муниципальной системы образования.
К критериям эффективности издания журнала можно отнести:
– востребованность журнала всеми категориями читателей (управленческими работниками, педагогами, обучающимися, родителями) как в печатном виде, так и в электронном на сайте Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов (http://iem.natm.ru);
– желание педагогов и руководящих работников печататься на страницах журнала (редакционная коллегия получает к каждому номеру около 40 заявок на публикацию при среднем количестве публикуемых статей в номере – 20-25 публикаций).
Рыбникова Наталья Павловна, ректор МАОУ ПКС «ИОМКР»
Фотоматериалы к тексту:
- Журнал «Ментор» - год за годом
- Материалы на страницах журнала