Поддержка гражданских инициатив и реализация проектов
К списку практик

Поддержка гражданских инициатив и реализация проектов
Краткая аннотация практики
Потребность в определении приоритетных направлений в поддержке развития гражданских инициатив основывается на необходимости реализовать надежды и запросы горожан на повышение уровня и качества жизни.
В настоящее время Агентством развития города осуществляется поддержка инициатив граждан путем оказания административной поддержки инициативным группам горожан, общественным организациям. В последние годы, качество инициатив выросло, как и потенциал общественных организаций. Инициативы горожан чаще всего относятся к категории междисциплинарных вопросов, реализация которых требует координации между различными учреждениями. Например, установка инсталляции требует взаимодействия управления муниципальной собственности, Бишкекглавархитектуры, МП «Зеленстрой», МП «Тазалык». Мандат ни одной из этих организаций не предусматривает работы с гражданскими инициативами, в этой связи, при реализации подобного рода проектов их заинтересованность невысока. Это относится не только к небольшим проектам, но и к проектам требующих больших капитальных затрат.
Постановка проблем
Ситуация показывает, что изменилась социальная структура городского населения. Группы в городе различного уровня и типа. Нет преобладающего количества людей с выраженной городской культурой самоограничения. Возникновение новостроек и нехватка городского бюджета на благоустройство города вызывает напряжение отношений между различными категориями граждан. Появились игроки различного уровня во влиянии на городскую среду. Есть определенное количество групп, готовых реализовывать собственные инициативы. На сегодняшний день наибольшую трудность представляет низкая компетенция горожан при инициировании своих проектов. Реализация многих проектов требует значительных ресурсов для предпроектных работ в связи с необходимостью проведения дальнейшего согласования в соответствующих структурах.
Потенциал и охват многих городских структур ограничивает количество генерации идей направленных на решение городских проблем. Очевидно, что предложения горожан отражают общественный запрос, как на уровне города, так и конкретного квартала. Поэтому важным является организация по деятельности содержательному отбору для дальнейшей реализации, в соответствии с целями, сформулированными в Программе развития города. Город ежегодно определяется с приоритетами. Такими приоритетами в соответствии с последним опытом работы с инициативами приняли такие направления как:
- Развитие общественных пространств;
- Исследование предпочтений горожан и определение на их основе функционального назначения общественных пространств;
- Расширение приоритетов и механизмов финансирования поддержки городских проектов.
Период реализации
Период реализации – на постоянной основе с 2014 года.
Цель и задачи практики
Основными целями данной практики являются:
- создание условий для дальнейшего развития гражданской активности и ответственности горожан на основе его широкого и конструктивного участия в социально-экономическом, общественно-политическом развитие города Бишкек;
- Важное значение имеет формирование эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления, государственной власти, неправительственных организаций и бизнеса по развитию гражданских инициатив в г. Бишкек с помощью разработки механизмов партнерства;
- Содействие продвижению гражданских инициатив и поддержке гражданского общества, активно участвующих социально-экономической и общественно-политической жизни города;
- создание и развитие гибкой системы гражданского образования, направленные на повышение общей культуры населения, воспитание патриотизма, на самореализацию личности и улучшение качества жизни населения.
Решение целей и задач данной Практики предусматривает наличие в системе городского управления структурного подразделения в работу которого входят: разработка и выполнение комплекса конкретных действий плана программных мероприятий, направленных на развитие гражданских инициатив. В рамках Практики реализуются мероприятия направленные на поддержку усилия горожан и местных сообществ в решении проблемы благоустройства города, инициативы, поддерживающие интеграцию горожан с властями и другими структурами, проекты, предполагающие продвижение методик и инструментов реализации инициатив, их внедрение в практику (перерождение в проект). Проекты, предполагающие повышение уровня информированности общества о проблемах городской среды, инфраструктуры. Развитие общественных пространств, исследования предпочтений горожан и определение на их основе функционального назначения общественных пространств. Расширение приоритетов и механизмов финансирования поддержки городских проектов. В городе Бишкек создаются все условия для построения открытого общества, поддерживая развитие общественных институтов и гражданских инициатив. На уровне городов и местных сообществ граждане сталкиваются с самыми насущными социальными проблемами, которые влияют на качество их жизни, и именно на этом уровне гражданская мобилизация является наиболее осознанной и ответственной. А для усиления гражданского участия и эффективного вовлечения граждан в процессы устойчивого городского развития усилия Агентства сфокусированы на выстраивании конструктивного диалога власти и общества. Но конструктивный диалог невозможен без наличия определенного опыта и знаний у горожан в различных вопросах городского развития, без сформированных диалоговых площадок в виде доступных, безопасных и устойчивых общественных пространств, без привлечения внимания общественности к самым актуальным проблемам в городе и постоянного общественного мониторинга за деятельностью муниципалитетов
Механизм реализации практики Координирующим органом и исполнителем реализации Практики является Агентство развития города Бишкек (далее Агенство). Взаимодействие между Агенством и исполнителями осуществляется на основании заключенных муниципальных контрактов, договоров, меморандумов о сотрудничества. Агенство осуществляет координацию и мониторинг хода ее выполнения, самостоятельно определяет формы и методы организации управления. Агенство ежегодно подготавливает отчеты об исполнении. Агенство осуществляет организацию размещения на официальном сайте Агенства развития города Бишкек, а также отчета об исполнении Концепции (ежегодно после рассмотрения и одобрения руководством АРГ). Каждый житель города может обратиться со своей идеей, проектом, найти команду единомышленников, а также ресурсы для реализации своей инициативы. Автор и команда каждого проекта полностью независимы и несут полную ответственность за свой проект. Каждый автор проекта сам определяет будет ли его проект некоммерческим или коммерческим, предусматривается ли поощрение спонсоров или он полностью благотворительный, с какой скоростью и в какой последовательности реализовывать проект. За неисполнение Агенством Практики возложенных на него задач его сотрудники несут отвественность в соответсвиии с действующим законодательством.
Перечень НПА 1. Положение Агентства развития города Бищкек; от сентября 2016 года 2. Закон Кыргызской Республики «О государственных и муниципальных услугах»; 3. Закон Кыргызской Республики «О статусе столицы» от 12 декабря года №218; 4. Закон Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» от 30 мая 2016 года №75; 5. Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 15 июля 2011 года №101; 6. Закон Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 4 мая 2007 года №67; 7. Программа мэрии города Бишкек социально-экономического развития на 2017-2020 гг. «Город благоприятных условий».
Описание целевой аудитории Агентство фокусируется на проектах, относящихся к улучшению общественных пространств, проектах несущих некоторую инновационность для города. Основная цель в этом направлении - формирование успешных образцов взаимодействия муниципальной власти и горожан, что в итоге должно сформировать доверие горожан к городской власти и мотивировать их к компонентному инициированию городских проектов.
Городские сообщества, НПО и активисты, сотрудники администраций, предприниматели.
- Районные администрации (ЛОПС)
- МП «Тазалык»
- МП «Зеленхоз»
- УМИ мэрии г.Бишкек
- УЗР мэрии г.Бишкек
- МТУ
- БГА
- ГорФУ
- Компания «Технодом»
- Компания «Элит Хаус»
- Брендинговое агентство «Mozgami»
- ОО «Велосообщество»
- ОФ «Институт развития молодежи»
- ОФ «Городские инициативы»
- Федерация Воркаут Кыргызстана
- ОО «ЛОВЗ Принт»
- Бишкекский женский центр
- ЕБРР
- Евразийский банк развития
- Фонд «Сорос Кыргызстан»
- Агенства ООН: ЮНФПА, ЮНИСЕФ, УНП ООН
Результаты реализации практики
- Социальные группы чувствуют, что их интересы лучше защищены на уровне мэрии города Бишкек;
- Повысилась эффективность работы мэрии города Бишкек в результате вовлечения в решение вопросов местного значения различных социальных групп;
- Повысилась ответственность мэрии города Бишкек по вовлечению граждан в процессы принятия решений по бюджетным вопросам
- Повысилось качество оказываемых услуг;
- Повысился уровень ответственности мэрии города Бишкек по исполнению своих функций;
- В значительной степени снизилась нагрузка на местные бюджеты, появилась возможность финансирования социальных программ, городских проектов и инициатив за счет привлечения доноров;
- Повысилась ответственность мэрии города Бишкек по вовлечению граждан в процессы принятия решений по развитию города;
Проекты реализованные при активном участии гражданского сектора
- Проект «Строительство спортивных площадок в городе Бишкек». При реализации проекта, основным важным фактором являлось - выбор территории для площадки. Активность горожан в решении этого вопроса оказала определяющую роль, так как варианты выбора подходящей территории были различными. Решено было объединить сферу образовательную со спортивной и установить площадку на территории библиотеки им. К. Баялинова.
- Выбор периферийных территорий для последующего благоустройства. Были выбраны 4 территории в различных районах города. Путем принятия предложений по выбору целевых периферийных территорий, создана общая база данных с описанием настоящей ситуации и путей решения, по различным районам.
- Реализация конкурса городских проектов «New Bishkek», при поддержке бизнес сектора. Цель конкурса сделать город лучше, привлечь небезразличных горожан к решению актуальных проблем города и привлечь общественность к непосредственному участию в процесс улушения города, путем организации конкурса по важным для города направлениям. Важным фактором было то, что муниципалитет берет на себя обязательства по оказанию административной поддержке. Победители конкурса получили возможность реализовать свой проект по их видению и плану. Данный опыт позволил развить механизм сотрудничества муниципалитет – бизнес структуры – неравнодушные горожане.
"