Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

1002
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Эффективные для муниципалитетов решения в современной экономической ситуации

 Череповец — город возможностей

8 июля 2013 года постановлением мэрии № 3147 утверждена Стратегия развития города Череповца до 2022 года «Череповец — город возможностей».

Стратегия содержит следующие основные разделы:

  • факторы развития города;
  • основные принципы формирования Стратегии;
  • видение и стратегическая цель развития города;
  • основные направления развития города;
  • дерево целей Стратегии;
  • развитие человеческого потенциала;
  • развитие территории;
  • развитие экономики;
  • продвижение города (бренд «Череповец — город возможностей» как основной инструмент продвижения);
  • управление реализацией Стратегии.При разработке Стратегии органами местного самоуправления проводились аналитические мероприятия в партнерстве с представителями заинтересованных органов власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества и научных организаций:- Проведен Форум Союза городов Центра и Северо-Запада России «Города. Стратегии. Развитие». Основная цель форума — определение путей развития городов в посткризисную эпоху, поиск эффективных инструментов их развития. В работе форума участвовали представители государственных органов власти и органов местного самоуправления 25 городов, входящих в Союз городов Центра и Северо-Запада России.- Проведен ряд социологических исследований, в ходе которых собраны и проанализированы мнения жителей города:
  • - Проведен анализ результатов реализации предыдущей стратегии развития города на 2002–2012 годы «Череповец — город лидеров», в том числе анализ эффективности реализованных мероприятий, выявлены проблемы, помешавшие реализации части намеченных планов.
  • - Реализован проект «Форсайт города Череповца». Основная цель проекта — выявление возможных путей развития города и перспективных ниш в городской и региональной экономике, способных сбалансировать негативные последствия отраслевых кризисов и изменений в структуре рынка труда, а также формулирование необходимых шагов по обеспечению устойчивого развития города. По результатам проекта был утвержден Комплексный инвестиционный план модернизации города.
  • Стратегическая цель развития города до 2022 года определена как «Череповец — благополучный, экономически развитый город». Выбраны 3 приоритетных направления развития города (развитие человеческого потенциала, развитие территории и развитие экономики), по которым дается детализированное описание стратегических мер муниципальной политики. Реализация Стратегии осуществляется в рамках муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца на 2013–2015 годы» (утверждена постановлением мэрии города от 10 октября 2012 года № 5374), ответственным за реализацию мероприятий которой выступает АНО «Инвестиционное агентство «Череповец».
  • «Череповец глазами детей» (среди учащихся 3-х, 6-х, 8-х, 10-х классов);
  • «Социально-экономическое положение города с точки зрения работающего населения»;
  • «Череповец вчера, сегодня, завтра» (среди горожан пенсионного возраста).- Проведены стратегические сессии с привлечением широкого круга экспертов и заинтересованных участников, что позволило разработать концепцию Стратегии, конкретизировать приоритетные направления развития города и поставить долгосрочные стратегические цели по всем направлениям. По каждому приоритетному направлению была создана рабочая группа, в которую вошли представители заинтересованных органов власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества и научных организаций.- Проведены публичные слушания по проекту Стратегии. Проект размещался для обсуждения в СМИ, сети Интернет, выносился для обсуждения на встречах руководителей города с заинтересованными горожанами.  Основанием создания графика послужила необходимость планирования сроков, последовательности процедур (действий), порядка взаимодействия между мэрией города и иными органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными органами исполнительной власти, а также муниципальными учреждениями при реализации мероприятий по развитию инфраструктуры города с учетом планирования бюджета города сроком на 3 года.
  • Мероприятия по разработке и актуализации сетевого графика развития инфраструктуры включают:
  • В Череповце разрабатывается и актуализируется сетевой график развития инфраструктуры города. Этой работой занимается управление экономической политики мэрии города Череповца. Согласно внутреннему регламенту исполнения муниципальной функции по разработке и актуализации сетевого графика развития инфраструктуры города обновление графика осуществляется два раза в год в срок до конца июля и января текущего года на основании поручения мэра города (первого заместителя мэра города). Сетевой график используется как основной документ, устанавливающий сроки и последовательность процедур (действий) создания инфраструктуры.
  • Актуальный график создания объектов инфраструктуры на Интерактивной инвестиционной карте города
  • С полным текстом Стратегии можно ознакомиться на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца (http://www.cherinfo.ru/1181).
  • - Проведена конференция «Череповец — территория развития». На конференции обсуждались вопросы стратегического планирования, привлечения инвестиций, развития механизмов государственно-частного партнерства, энергосбережения. В рамках конференции состоялось пять тематических дискуссий, среди них — «круглый стол» «Экономические стратегии российских городов в современных условиях». Участники обсуждения поделились опытом разработки и реализации экономических стратегий, обсудили современные вызовы и тенденции социально-экономического развития.
  • На основании проведенных исследований был создан визуальный ряд образа будущего Череповца.
  • сбор и анализ информации по строительству и развитию городской инфраструктуры (перечня объектов с указанием наименования, этапов и сроков реализации, видов работ, объема финансирования по годам в разрезе источников), в процессе которых возможен запрос органам мэрии, учреждениям, предприятиям, обладающим необходимыми данными (результатом является электронная сводная таблица, представляющая собой сетевой график развития инфраструктуры города);
  • проведение совещания под председательством мэра города (первого заместителя мэра города) по корректировке сетевого графика развития инфраструктуры города;
  • утверждение мэром города сетевого графика развития инфраструктуры города на основании протокола совещания.Разработка инвестиционной карты велась в рамках технического задания на реконструкцию интернет-сайта АНО «Инвестиционное агентство “Череповец”». При этом при подготовке функциональных требований к системе был изучен опыт создания интерактивных инвестиционных карт на уровне субъектов Российской Федерации. Для наполнения и актуализации инвестиционной карты определен (и закреплен протоколом совещания) механизм предоставления структурными подразделениями мэрии города актуальной информации по инвестиционным площадкам. Данный протокол обязывает управление архитектуры и градостроительства, комитет по управлению имуществом города ежеквартально направляет в адрес АНО «Инвестиционное агентство «Череповец» информацию по свободным объектам недвижимого имущества, территориям и земельным участкам для размещения в инвестиционной карте города.Основные затраты при внедрении практики связаны с оплатой работ по разработке интерактивных сервисов. Стоимость таких работ может существенно различаться исходя из числа объектов, количества сервисов и т.д. Перечень инвестиционных площадок промышленного, социального и рекреационного назначенияДля каждой инвестиционной площадки, включенной в перечень, городские власти разрабатывают инвестиционно-маркетинговые концепции, предусматривающие их инфраструктурное, промышленное, экономическое, культурное и социальное развитие. Алгоритм разработки инвестиционно-маркетинговых концепций развития инвестиционных площадок включает в себя следующие стадии:- проработка технических условий по инженерной инфраструктуре инвестиционной площадки;- формирование плана мероприятий по освоению инвестиционной площадки с определением стоимости, сроков, источников финансирования, показателей коммерческого и бюджетного эффекта и других характеристик;- составление инвестиционного паспорта площадки;- привлечение финансовых средств, в том числе за счет участия в государственных программах;В настоящее время приоритетными концепциями являются:- развитие промышленных территорий города (индустриальный парк «Череповец» и «Территории южного въезда в город»), на которых заявлено 5 инвестиционных проектов частных инвесторов общим объемом инвестиций 3220 млн руб.Для обеспечения процесса выделения инвестиционных площадок и разработки соответствующих инвестиционно-маркетинговых стратегий городские власти разработали и утвердили следующие документы:- Положение о рабочей группе по реализации инвестиционных проектов на территории города Череповца (утверждено постановлением мэрии города Череповца от 26 февраля 2013 года № 815), которое определяет статус, списочный состав, функции и порядок работы рабочей группы, выполняющей экспертное сопровождение при подготовке к реализации инвестиционных проектов;- Стандарт сопровождения инвестиционных проектов и методика отбора приоритетных инвестиционных проектов на территории муниципального образования «Город Череповец» (утвержден постановлением мэрии города от 26 февраля 2013 года № 815 с изменением от 27 марта 2014 года № 1746). Документ определяет содержание, сроки и порядок работ субъектов инвестиционной деятельности при подготовке к реализации инвестиционных проектов на территории города, а также механизм отбора инвестиционных проектов, претендующих на статус приоритетного инвестиционного проекта города Череповца. Обеспечение присутствия институтов развития и финансовых организацийСоглашение о сотрудничестве между НП «Агентство Городского Развития» и ОАО «Сбербанк России» было подписано 4 апреля 2012 года и предусматривает реализацию совместных мероприятий по следующим направлениям деятельности (http://www.agrcity.ru/ru/forms_poddergka):- индивидуальное консультирование предпринимателей, в том числе дистанционное;- взаимодействие по программе «Гарантийный фонд» (предоставление поручительств по банковским кредитам);- информационный обмен по вопросам реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе о работе Центра поддержки предпринимателей, действующих на базе отделений ОАО «Сбербанк России».Отдельным направлением работы Агентства Городского Развития стала поддержка социального предпринимательства. В рамках соглашения о взаимодействии с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», заключенного 15 мая 2012 года, Агентство получило статус регионального партнера, а город Череповец был выбран одной из площадок для реализации проекта по продвижению идей социального предпринимательства. Проводятся «круглые столы», совещания, встречи и конференции, посвященные вопросам развития социального предпринимательства, образовательные семинары для социальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц, осуществляется информационная, консультационная и финансовая поддержка реализации социальных проектов.- выпущено более 250 информационных материалов, посвященных социальному предпринимательству, в СМИ освещается реализация 8 проектов социальных предпринимателей;- консультации по вопросам привлечения средств фонда региональных социальных программ «Наше будущее» получили более 55 социальных предприятий, 6 социальных проектов получили финансовую поддержку фонда «Наше будущее»; В августе 2010 года в Череповце в формате государственно-частного партнерства создана специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами — АНО «Инвестиционное агентство «Череповец», учредителями которой выступили мэрия города Череповца и ОАО «Северсталь». АНО «Инвестиционное агентство «Череповец» (http://ia-cher.ru/) является исполнителем муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца на 2014–2018 годы», утвержденной постановлением мэрии города Череповца от 10 октября 2013 года № 4803, и сопровождает инвестиционные проекты в режиме «одного окна» на всех стадиях их реализации: от бизнес-идеи и получения разрешительной документации до завершения строительства.Стадия 1. Первичная экспертиза идеи инвестиционного проекта.Стадия 3. Принятие решения о реализации инвестиционного проекта.Стадия 5. Подготовка к проведению торгов и проведение торгов.Стадия 7. Реализация инвестиционного проекта.Агентство также привлекает внешние инвестиции за счет участия в государственных программах, взаимодействует с институтами развития, содействует развитию проектов на принципах муниципально-частного партнерства, реализует мероприятия по инвестиционному маркетингу и продвижению инвестиционных проектов и возможностей города. Привлечение средств на реализацию инвестиционных проектов осуществляется Инвестиционным агентством, в том числе, в следующих форматах:- проведение коммуникационных мероприятий в формате отраслевых инвестиционных конференций, включающих «круглые столы», выставки, переговорные зоны, с участием муниципальных и региональных структур, экспертов, в том числе федерального и международного уровня, представителей бизнеса, СМИ;Реализация функций Агентства обеспечивается работой 3 основных функциональных отделов:- отдела сопровождения инвестиционных проектов, обеспечивающего работу в режиме «одного окна» и сопровождение проектов «под ключ»;За время деятельности Агентством были реализованы следующие мероприятия:- создан институт инвестиционных уполномоченных (http://ia-cher.ru/investor/legal-base/), которые, в том числе, обеспечивают взаимодействие участников инвестиционных проектов с органами государственной власти. Генеральный директор АНО «Инвестиционное агентство «Череповец» О.Р. Андреева является инвестиционным уполномоченным в городе Череповце;- внедрены новые механизмы поддержки инвесторов, в том числе предоставление имущества муниципального залогового фонда для обеспечения обязательств инвесторов в кредитных организациях;- разработан инвестиционный портал муниципального образования www.ia-cher.ru;- реализованы мероприятия по продвижению проектов и инвестиционных возможностей города через СМИ. В октябре 2010 года было утверждено первое положение о регламенте инвестиционных процессов города Череповца, в котором определен круг участников инвестиционного процесса, введены ключевые понятия: инвестиционный проект, инвестиционный процесс и т.п., формализована система сопровождения проектов.В феврале 2013 года появились основополагающие нормативные инструменты, регулирующие инвестиционный процесс в города Череповце, Стандарт сопровождения инвестиционных проектов, сокращающий сроки прохождения проекта в режиме «одного окна» с 1,5 года до 9 месяцев. Стандарт закрепляет операторов каждого этапа, сроки и ключевые аспекты, содержание работ. На настоящий момент проведена оптимизация процедур взаимодействия со структурными подразделениями мэрии, сокращены сроки прохождения согласований документов по реализации инвестиционных проектов с 1,5 года до девяти месяцев.• 34 инвестиционных проекта прошли экспертную оценку;От реализованных с 2012 года инвестиционных проектов, сопровождаемых в режиме «одного окна», в бюджет поступило 24,5 млн руб. отчислений. Планируется, что 12 проектов, рассмотренных и одобренных на рабочей группе и инвестиционном совете в 2013 году, создадут 148 новых рабочих мест.
  • • 5 соглашений заключено между участниками инвестиционного процесса на территории города.
  • По состоянию на октябрь 2013 года в режиме «одного окна»:
  • В течение 2011 года усовершенствована система субъектов инвестиционного цикла, доработан регламент сопровождения городских проектов — в августе 2011 года вступило в силу первое положение об инвестиционной деятельности на территории города Череповца. Нормативно закреплены ключевые инструменты: инвестиционное соглашение, профиль инвестиционного проекта, паспорт инвестиционной площадки, прочие инструменты.
  • Муниципальная правовая база сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна»
  • В результате деятельности АНО «Инвестиционное агентство «Череповец» за период с 2010 по 2013 год на каждый рубль, выделенный по муниципальной программе, было привлечено 7,34 рублей инвестиций и 1,63 рублей поступлений в городской бюджет от субъектов, реализующих сопровождаемые инвестиционные проекты.
  • - разработана интерактивная инвестиционная карта муниципального образования http://ia-cher.ru/investor/investment-map/;
  • - разработана и запущена «горячая линия» для инвестора;
  • - налажено взаимодействие с региональными институтами развития;
  • - разработана нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, в частности, регламентирующая защиту прав инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности в муниципальном образовании, формы участия муниципального образования в проектах муниципально-частного партнерства;
  • - отдела инвестиционного маркетинга, выполняющего комплекс работ по анализу бизнес-идей и инвестиционных проектов; продвижению проектов и инвестиционных возможностей города на специальных мероприятиях (конференциях, форумах, семинарах), через СМИ, а также интернет-сайт агентства; привлечению внешних инвестиций (участие в госпрограммах, привлечение средств фондов, грантов); выстраиванию взаимодействия с институтами развития.
  • - администрации, обеспечивающей финансово-юридическое сопровождение проектов, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы по инвестиционной деятельности, включая защиту прав инвесторов и механизмов поддержки инвестиционной деятельности в муниципальном образовании, юридическое сопровождение механизмов поддержки инвесторов;
  • - продвижение информации об инвестиционных возможностях Череповца в форме инвестиционного гайда (путеводителя) для инвесторов и электронных паспортов инвестиционных площадок.
  • - непосредственное взаимодействие с финансовыми организациями и институтами развития (Внешэкономбанк, ОАО «МСБ Банк», ОАО «АИЖК» и другие);
  • При этом участниками работы по сопровождению инвестиционных проектов на территории города являются Рабочая группа по реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования «Город Череповец», Инвестиционный совет мэрии города Череповца, оператор инвестиционного процесса - АНО «Инвестиционное агентство «Череповец», органы местного самоуправления и органы государственной власти и подведомственные им организации, в полномочия которых входит решение вопросов, связанных с реализацией отдельных этапов инвестиционного процесса, инвесторы — юридические и физические лица, заинтересованные в инвестировании на территории города, кредитные организации, генпроектировщики, генподрядчики, консалтинговые и иные компании, участвующие в инвестиционном процессе.
  • Стадия 6. Оформление договорных отношений с инвестором.
  • Стадия 4. Формирование земельного участка.
  • Стадия 2. Структурирование проекта.
  • Алгоритм работ по сопровождению инвестиционного проекта с детализацией инвестиционного процесса, указанием конкретного результата каждой операции, ответственных исполнителей и сроков выполнения закреплены в «Стандарте сопровождения инвестиционных проектов на территории муниципального образования «Город Череповец», в соответствии с которым инвестиционный цикл включает в себя следующие стадии прохождения проекта:
  • Создание оператора сопровождения инвестиционных проектов при использовании механизмов МЧП и организация его работы
  • - ежегодно обучение проходит более 50 человек, реализующих социальные проекты, 6 предпринимателей получили беспроцентные займы на развитие своих социальных проектов.
  • - более 800 человек получили информационно-консультационную поддержку по вопросам социального предпринимательства; 6 социальных проектов получили имущественную поддержку, финансовую поддержку получили 17 социальных проектов;
  • В числе основных результатов исполнения программы развития социального предпринимательства (http://www.agr-city.ru/ru/social_biz):
  • За время реализации соглашения о сотрудничестве было проведено 18 семинаров, два круглых стола, дано более ста консультаций, более 600 предпринимателей получили подробную информацию о кредитных продуктах ОАО «Сбербанк» и других программах поддержки малого бизнеса. Под поручительство Гарантийного фонда по Вологодской области предоставлено 49 кредитов на общую сумму 183,3 млн руб.
  • - разработка и размещение информации для предпринимателей, в том числе в сети Интернет;
  • - содействие предпринимателям в получении кредитов (проект «Анкета заемщика»), в том числе по линии ОАО «Сбербанк России»;
  • - проведение для предпринимателей обучающих семинаров и «круглых столов». Прошли семинары «Доверие плюс от Сбербанка», «Как стать успешным предпринимателем», деловой форум «Партнерство. Развитие. Перспективы» и др.;
  • Основным исполнителем муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Череповце на 2013–2017 годы» является Некоммерческое партнерство «Агентство городского Развития», одним из учредителей которого является мэрия Череповца.
  •  
  • - Положения о рабочих группах по реализации отдельных инвестиционных проектов (к примеру, Положение о рабочей группе по реализации инвестиционного проекта города Череповца «Туристско-рекреационный кластер «Центральная городская набережная», утвержденное постановлением мэрии от 18 августа 2014 года № 4443);
  • - Правила землепользования и застройки города Череповца (утверждены решением Череповецкой городской думы от 29 июня 2010 года № 132), которые определяют формализованную процедуру актуализации и внесения изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки, объекты и субъекты градостроительной деятельности, права и обязанности лиц, осуществляющих землепользование и застройку, генеральный план города, порядок предоставления физическим и юридическим лицам земельных участков, сформированных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление земельных участков для жилищного строительства и прочее;
  • Ведется работа и по привлечению государственного финансирования. Так туристско-рекреационный кластер «Центральная городская набережная» включен в состав мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы».
  • - развитие туристско-рекреационного кластера «Центральная городская набережная», включающий реализацию 11 инвестиционных проектов частных инвесторов общим объемом инвестиций 893 млн руб.;
  • - комплексное сопровождение инвесторов в режиме «одного окна» на базе АНО «Инвестиционное агентство «Череповец».
  • - адресная работа с потенциальными инвесторами;
  • - подготовка наглядной карты (схемы) освоения инвестиционной площадки;
  • - аналитический маркетинговый анализ территории;
  • - проработка градостроительных планов земельных участков, входящих в инвестиционную площадку, при необходимости с привлечением внешних экспертов;
  • В городе Череповце сформирован и на постоянной основе актуализируется перечень инвестиционных площадок промышленного, социального и рекреационного назначения. Перечень площадок представлен на интернет-портале оператора инвестиционного процесса города «Инвестиционное агентство «Череповец» в виде интерактивной инвестиционной карты (http://ia-cher.ru/investor/investment-map/).
  •  
  • Срок разработки инвестиционной карты составил примерно один месяц вместе с вводом.
  • Объекты, указанные в сетевом графике развития инфраструктуры, отображаются на инвестиционной карте города. Интерактивная инвестиционная карта города, размещенная на интернет-сайте АНО «Инвестиционное агентство «Череповец» (http://ia-cher.ru/investor/investment-map/), позволяет инвесторам получить подробную информацию об актуальном и будущем инфраструктурном состоянии инвестиционных площадок.