Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Эффективные для муниципалитетов решения в современной экономической ситуации

Эффективные для муниципалитетов решения в современной экономической ситуации. Финансовая и бюджетная оптимизация. Развитие малого и среднего бизнеса. МЧП. Инвестиционные проекты в целях импортозамещения.

Аутсорсинг. Концессия.

 

Краткая аннотация практики: Создание условий для развития малого и среднего бизнеса Тимашевского района посредством реализации муниципальной программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Проблема: Недостаточный уровень взаимодействия с предпринимательским сообществом, а также условий для развития производственных отраслей и сферы услуг малого и среднего предпринимательства.

Период реализации: 2015-2018 годы

Цель и задачи практики: Внедрение муниципальной практики направлено на повышение эффективности муниципального управления, совершенствование технологий и методов взаимодействия муниципалитета и бизнеса, а также создание условий и формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства Тимашевского района. Разработка муниципальной программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, направленной на развитие системы малого и среднего бизнеса в Тимашевском районе, позволит согласовать и скоординировать совместные действия органов местного самоуправления и  предпринимательского сообщества.

Механика реализации практики: На территории Тимашевского района по итогам 2015 года функционирует свыше 5,6 тыс. ед. малого и среднего предпринимательства различных форм собственности и отраслевой принадлежности, что на 1,2 % больше, чем в 2014 году. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве составляет 27,5% от числа занятых в экономике района.

Малый и средний бизнес района обеспечивает свыше 30% поступлений доходов от МО в консолидированный бюджет края.

Однако имеются нерешенные проблемы, устранение которых возможно с использованием программно-целевого метода: недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства; низкий уровень финансовой грамотности, указывающий на необходимость проведения обучающих семинаров и консультаций; преобладание в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства района предприятий торговли, что требует стимулирования развития, поддержки производственных отраслей и сферы услуг.

Существующие проблемы носят комплексный характер и не могут быть решены в течение одного финансового года.

Значительному вкладу малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие Тимашевского района во многом способствовало такая муниципальная практика, как разработка и утверждение программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, ставшая эффективным инструментом осуществления муниципально-общественной политики Тимашевского района по отношению к малому и среднему бизнесу. Основной целью программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, а также формирование на территории МО благоприятной среды для его развития.

Достижение поставленных целей способствует решению следующих задач: повышению эффективности взаимодействия органов власти с предпринимательским сообществом; содействию роста объема инвестиций в сфере малого и среднего предпринимательства; развитию механизмов финансовой и информационной поддержки субъектов предпринимательства; повышение предпринимательской культуры.

Использование программно-целевого метода для внедрения муниципальной практики позволяет целенаправленно и планомерно осуществлять его реализацию и своевременно координировать действия исполнителей.

В этом программном документе определены координатор и участники программных мероприятий, ответственные за выполнение мероприятий, перечень целевых показателей и объемы бюджетных ассигнований. Разработан механизм реализации подпрограммы, а также контроля за ее выполнением, в котором отражено взаимодействие между координатором и участниками.

На ряду с этим в целях обеспечения реализации основного управленческого решения, для повышения эффективности муниципального управления, развития и совершенствования механизмов взаимодействия с предпринимательским сообществом создан Совет по предпринимательству. В Совет входят 32 человека, из них 23 представителя малого и среднего бизнеса, 7 представителей органов власти, представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае по Тимашевскому району и представитель Тимашевской торгово-промышленной палаты. На заседаниях Совета, которые проходят ежемесячно, рассматриваются актуальные вопросы по ведению бизнеса, проведению контрольных мероприятий, государственной и муниципальной поддержке. Именно через Совет налажена «обратная связь» с бизнесом.

На базе Тимашевской районной торгово-промышленной палаты ведет работу Центр содействия развитию малого и среднего предпринимательства в Тимашевском районе (далее – Центр), который оказывает бесплатную юридическую и консультативную помощь субъектам малого и среднего бизнеса по вопросам ведения бизнеса и мерам государственной и муниципальной поддержки.

В рамках программы реализуются мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе финансовую. Из районного бюджета субсидируются части затрат предпринимателей на ранней стадии их деятельности, по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, по уплате процентов по кредитам, по уплате первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), а также оказывается финансовая поддержка организациям, выражающим интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субсидий на возмещение затрат и (или) недополученных доходов по оказанию консультационных услуг в области предпринимательской деятельности и ее организации субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной основе.

На реализацию программных мероприятий с 2011 по 2015 годы из бюджета района были выделены и освоены денежные средства в сумме 4,1 млн. руб., в том числе в 2015 году – 1,02 млн. руб. В 2016 году и на плановый период до 2018 года на финансирование программных мероприятий в бюджете МО Тимашевский предусмотрено 2,8 млн. руб.

Администрация МО Тимашевский район ежегодно на условиях софинансирования принимает участие в краевом конкурсе-отборе по дополнительному финансированию программных мероприятий из краевого бюджета в рамках реализации программы государственной поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. Так, в 2015 году объем софинансирования программы из краевого и федерального бюджетов составил 14,7 млн. руб.  

В целях повышения качества и доступности муниципальных услуг по субсидированию из районного бюджета части затрат субъектов малого и среднего  предпринимательства разработаны административные регламенты предоставления муниципальных услуг. Данные административные регламенты способствуют реализации основной муниципальной практики и позволяют представителям бизнеса осуществлять подачу заявлений и пакета документов для участия в отборе проектов субъектов малого и среднего предпринимательства для получения субсидии по принципу «одного окна» в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования Тимашевский район».

Также в целях обеспечения реализации основной муниципальной практики, для рассмотрения основополагающих вопросов, связанных с оказанием финансовой поддержки, была создана Комиссия по рассмотрению вопросов финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

К полномочиям Комиссии относится принятие решений о возможности предоставления бюджетных средств в форме субсидий либо об отказе в предоставлении субсидий, об определении размеров (ставки) субсидий.

Также, администрацией МО Тимашевский район утвержден Порядок осуществления контроля за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение из районного бюджета части затрат субъектов малого предпринимательства. Данный документ устанавливает основания, сроки, процедуры и последовательность действий по осуществлению контроля за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядков предоставления субсидий.

Целевая аудитория: Неограниченное количество субъектов малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), зарегистрированных на территории Тимашевского района Краснодарского края.

Результат реализации практики: Муниципальная практика в виде муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства внедряется в Тимашевском районе уже на протяжении многих лет. Так в рамках реализации данного управленческого решения с 2011 года по 2015 год на финансовую поддержку представителей бизнеса и некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, из районного бюджета израсходовано 3,6 млн. руб., из краевого – 18,5 млн. руб.

За эти годы субсидии из районного бюджета на ранней стадии деятельности получили 50 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 21,2 млн. руб., в том числе в 2015 году – на сумму 15,5 млн. руб. Это позволило привлечь в экономику района дополнительно более чем 100 млн. руб. инвестиций субъектов малого и среднего бизнеса.

За эти годы Центром содействия предпринимательству оказано более 8 тысяч консультаций (в 2015 году -  более 1,5 тысяч консультаций) гражданам и субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения бизнеса, финансовой поддержки, проведения проверок контролирующими органами и пр. Проведено более 200 обучающих семинаров, совещаний, круглых столов и финансовых ярмарок для граждан и представителей малого и среднего бизнеса.

Данные меры финансовой и информационной поддержки повлияли на рост численности населения Тимашевского района, занятого в малом и среднем предпринимательстве, а также на рост оборотов субъектов предпринимательства района, что свою очередь обеспечило рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от субъектов малого и среднего предпринимательства Тимашевского района на 7-9% ежегодно.

Таким образом, реализация муниципальной практики по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства в Тимашевском районе обеспечивает повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства, оказывает существенное воздействие на общее социально-экономическое развитие Тимашевского района, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и формирование благоприятной инвестиционной среды для дальнейшего ведения бизнеса.