Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

 

 

Аннотация. Охарактеризованы основные этапы разработки и актуализации стратегического плана развития Екатеринбурга, рассмотрена технология привлечения и участия основных «стейкхолдеров» территории в разработке и принятии стратегических документов, выделены основные методологические и нормативно-правовые основы стратегического планирования и управления в городе Екатеринбурге.

 

Стратегическое планирование городов является одним из передовых инструментов социально-экономического развития, которыми обладают органы местной власти. В городе Екатеринбурге процессы стратегического планирования и управления успешно реализуются на протяжении уже более 10 лет.

В начале 2000-х годов Екатеринбург стал инициатором использования проектного подхода к планированию городского развития, заложив его в основу Стратегического плана развития города. Инициатором разработки стратегии выступила Администрация города Екатеринбурга. Возглавил этот процесс Глава города А.М. Чернецкий, так как это было необходимым условием для достижения успеха всех запланированных действий и их координации. Обязательным требованием было активнейшее участие всех руководителей Администрации города Екатеринбурга в процессе разработки городской стратегии. Работу по каждому стратегическому направлению возглавили заместители Главы Екатеринбурга, непосредственно участвуя в процессах разработки и обсуждения приоритетов развития города, а также написания и утверждения текстов стратегических направлений. По каждой стратегической программе также был назначен руководитель. Каждый руководитель осознавал свою ответственность, а также значимость и необходимость своей работы для общего дела – разработки Стратегического плана развития города.

Процесс разработки Стратегического плана развития Екатеринбурга был структурирован и разделен на несколько этапов.

На первом этапе основная работа была направлена на формирование рабочих групп по направлениям социально-экономического развития города (всего было создано 26 рабочих групп), которыми был обобщен и осмыслен мировой и российский опыт стратегического планирования в городах, проанализированы стартовые возможности и условия развития Екатеринбурга, выявлены позитивные и негативные тенденции его развития, предложены различные цели, задачи и основные направления в стратегии развития города на период до 2015 г. Проведен межрегиональный семинар и международная научно-практическая конференция.

На втором этапе был определен методический подход к стратегическому планированию, проведена аналитическая работа по определению перспектив целей развития, одобрены главная цель, восемь стратегических направлений, а на их основе предложены 27 программ, которые предлагалось реализовать через систему конкретных стратегических проектов. Итогом второго этапа явилось проведение второй научно-практической конференции «Стратегия развития города Екатеринбурга» (22 декабря
2001 г.).

Третий этап разработки стратегии развития Екатеринбурга заключался в собственно в составлении стратегического плана города на основе углубленного исследования узловых проблем развития Екатеринбурга. В 2002 г. были подготовлены тексты стратегических направлений и программ, определен  перечень стратегических проектов.

В процессе взаимодействия разработчиков Стратегического плана между собой были найдены точки соприкосновения интересов разных людей – политиков, ученых, специалистов из различных сфер и граждан. Объединив в разработке городской стратегии представителей названных групп горожан, Администрацией города Екатеринбурга были заложены основы документа общественного согласия, создана успешно работающая по сей день система общественного обсуждения и принятия важнейших для города документов – Программный совет стратегического развития города. Любой горожанин, занимающий активную гражданскую позицию, может ознакомиться с проектами стратегических документов и принять участие в заседании Программного совета. Решение Программного Совета – это необходимое одобрение горожанами мероприятий, планируемых по тем или иным стратегическим направлениям городского развития. Такая процедура позволяет соблюсти интересы основных «стейкхолдеров» территории.

С начала реализации Стратегического плана произошли существенные изменения в федеральном законодательстве, в социально-экономической политике государства, что обусловило необходимость внесения в него изменений. В связи с этим в 2010 г. Администрация города Екатеринбурга приступила к процессу актуализации Стратегического плана. Были разработаны методические рекомендации, проведен стратегический анализ, сформированы рабочие группы (более 40), проведено широкое общественное обсуждение всех разделов и утверждена новая редакция Стратегического плана.

При этом органы местного самоуправления города Екатеринбурга не пытались создать новый документ, а просто актуализировали имеющуюся редакцию Стратегического плана, пересмотрев некоторые приоритеты, акценты городского развития, а также откорректировав, учитывая сложившиеся реалии, значения основных, стратегически важных показателей социально-экономического развития города. Такая преемственность обусловила жизнеспособность документа, доказав его необходимость и значимость для развития города.

Важным моментом является то, что Стратегический план Екатеринбурга стал базой для системы городского управления в целом. Система муниципального управления в Екатеринбурге, направленная на достижение стратегических целей, предусматривает три взаимоувязанных уровня планирования: стратегическое – стратегические проекты, среднесрочное и текущее – это муниципальные и ведомственные программы, трехлетний прогноз, текущее бюджетное планирование и индикативное планирование. Данный подход позволяет увязать стратегические цели и текущую деятельность органов местного самоуправления и влиять, прямо или косвенно, на работу объектов всех сфер города.

В настоящее время сложившаяся нестабильная экономическая, финансовая и геополитическая ситуация в стране обусловливает необходимость уточнения приоритетов социально-экономического развития муниципальных образований. Стратегии социально-экономического развития муниципалитетов требуют внесения определенных корректировок: уточнения прогнозных значений показателей и дополнения системы антикризисных мер, механизмов и инструментов реализации установленных в документах мероприятий. В связи с этим, а также в соответствии с Федеральным законом от 28.06.14 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»  органами местного самоуправления  города Екатеринбурга инициирован процесс актуализации Стратегического плана до 2030 г. К настоящему времени Администрацией города Екатеринбурга подготовлен проект методических указаний по актуализации Стратегического плана, проведены информационные семинары для руководителей отраслевых и функциональных органов. В 2016 г. Администрацией города Екатеринбурга будут сформированы рабочие группы по каждому стратегическому направлению, итогом работы которых станет актуализация  каждого стратегического направления к апрелю 2017 г. После общественного обсуждения проекта нового Стратегического плана органы местного самоуправления, планируют завершить процесс его актуализации к концу 2017 г.

Основным «новшеством» актуализированного Стратегического плана станет разработка в его составе отдельного принципиально нового раздела – «Стратегия пространственного развития города Екатеринбурга», который будет взаимоувязан со всем остальными разделами, стратегическими направлениями, программами и проектами. Использование такого подхода позволит органам местного самоуправления города Екатеринбурга более эффективно осуществлять управление комплексным развитием города и создаст пространственно-территориальную основу для реализации муниципальных программ и стратегических проектов.

В заключении стоит отметить, что в Екатеринбурге с начала 2000-х годов создавались методические, методологические, а также локальные нормативно-правовые основы стратегического планирования и управления. Основные документы, разработанные и утвержденные органами местного самоуправления в данной сфере:

  1. Концептуальные основы стратегического плана развития города Екатеринбурга: сборник методических материалов по разработке стратегического плана развития города Екатеринбурга (2002 г.);
  2. Методические указания по разработке стратегического плана Екатеринбурга (2002 г.);
  3. Стратегический план развития Екатеринбурга: Решение Екатеринбургской городской Думы № 40/6 от 10.06.2003;
  4. Аннотации стратегических проектов (2003 г.);
  5. Методические рекомендации по подготовке стратегических проектов (2003 г.);
  6. Стратегические проекты развития Екатеринбурга до 2015 года (порядка 70);
  7. Положение о муниципальной статистической информации в муниципальном образовании «город Екатеринбург»: Постановление Главы Екатеринбурга от 13.03.2008. № 870;
  8. Методические рекомендации по актуализации и пролонгации до 2020 года Стратегического плана развития города Екатеринбурга (Постановление Главы Екатеринбурга от 01.11.2008 № 4794);
  9. Стратегический план развития Екатеринбурга: Решение Екатеринбургской городской Думы № 64/3 от 26.10.2010;
  10. Методические рекомендации по разработке, актуализации и пролонгации стратегических проектов развития Екатеринбурга (Постановление Администрации города Екатеринбурга от 09.02.2011 № 371);
  11. Стратегические проекты развития Екатеринбурга до 2020 года (всего 75, утверждены 43);
  12. Административный регламент исполнения муниципальной функции «Формирование документов долгосрочного (стратегического) планирования социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 01.06.2015 № 1407.

Такая планомерная последовательная работа представила органам местного самоуправления города Екатеринбурга возможность создать единые подходы, нормы, правила, принципы ко всем стратегическим документам во всех сферах развития города, что обеспечивает экономическую и социальную устойчивость развития и позволяет Екатеринбургу демонстрировать опережающие темпы развития.