Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

19
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Эффективные для муниципалитетов решения в современной экономической ситуации

Финансовая и бюджетная оптимизация системы управления городом

В целях обеспечения исполнения местного бюджета в 2015 году, недопущения его разбалансированности и обеспечения социальной защиты населения принято постановление администрации города Краснодар от 26.12.2014 № 9952 «О мерах по реализации решения городской Думы Краснодара от 18.12.2014 № 72 п. 1 «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Постановлением предусмотрено усиление работы по мобилизации доходов и  выполнение мероприятий по стимулированию роста налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов за счет систематического проведения анализа их финансово-хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется предприятиям, снизившим объёмы производства, сократившим размеры налоговых платежей и (или) имеющим задолженность по платежам в консолидированный бюджет Краснодарского края, имеющим просроченную задолженность по заработной плате перед работниками, выплачивающих заработную плату работникам в размере ниже установленного прожиточного минимума. Поставлена задача вовлечения в налогооблагаемый оборот резервов экономики, скрываемых от налогообложения, в том числе  - выплат заработной платы без соответствующей бухгалтерской и налоговой отчетности. Также поставлением определено продолжение деятельности рабочих групп при отраслевых и функциональных органах администрации Краснодара по обеспечению увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края на территории города.

Финансовая и бюджетная оптимизация также осуществляется в рамках «Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования город Краснодар на период до 2018 года», утвержденной постановлением администрации города от 06.11.2014 № 8032.

В соответствии с письмом Минфина России от 01.12.2014 № 06-03-05/61507 администрацией Краснодара проводится анализ расходных обязательств с целью разделения их на 3 группы в зависимости от приоритетности расходов и срока действия обязательств по времени:

1) обязательства, не подлежащие сокращению при любых сценариях развития экономики. Это расходы на выплату заработной платы и начислений на нее, социальные выплаты, оплаты услуг по организации питания и обеспечения медикаментами, оплаты коммунальных услуг и арендных платежей. В эту категорию отнесены расходы на  выполнение муниципального задания в части указанных выше первоочередных расходов, обслуживание муниципального долга и расходы, обеспечивающие жизнедеятельность муниципальных учреждений, а также предусмотренные для финансирования строительных работ на объектах высокой степени готовности при условии обеспечения ввода данных объектов в эксплуатацию в 2015 году;

2) обязательства, возможные к сокращению начиная с года, следующего за отчетным финансовым годом;

3) обязательства, возможные к сокращению в очередном финансовом году.

В целях оптимизации деятельности муниципальных учреждений проводится оценка потребности населения в их услугах, учитывая актуальную структуру расселения. На основании законодательства Краснодарского края об использовании бюджетными и казенными учреждениями основных средств и материальных ресурсов, в т.ч. зданий и помещений, занимаемых или находящихся в оперативном управлении, установлены соответствующие муниципальные нормативы. С их помощью осуществляется управление материально-технической базой муниципальных учреждений, в т.ч. принятие решений о переезде учреждения в помещение с меньшей площадью, консервации свободных площадей, передачи части площадей учреждений в долгосрочную аренду и т. д.

Бюджетная экономия по отдельным статьям расходов, в том числе в подведомственных муниципальных учреждениях, находящихся в ведении отраслевого органа, выполняющего функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет сокращения расходов на служебные командировки, международные и междугородные телефонные переговоры, сотовую связь, горюче-смазочные материалы, транспортные расходы, канцелярские расходы, проведение конкурсов, смотров, выставок и отказа от приобретения служебных автомобилей.

Проводится оптимизация лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов муниципальных учреждений и обеспечение энергоэффективности в бюджетном секторе.

Снижение затрат на предоставление единицы муниципальных услуг (выполнение работ) проводится за счет прогрессивных технологических решений и оптимизации расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом установления предельной доли этих расходов в фонде оплаты труда муниципальных учреждений, перешедших на отраслевую систему оплаты труда (не более 40%).

Ведется анализ сложившейся кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2015 и подготовка предложений по ее реструктуризации. Бюджетные обязательства вне пределов доведенных лимитов бюджетных обязательств не принимаются, как и не допускаются расходные обязательства, не соответствующие полномочиям органов местного самоуправления Краснодара, в соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В целях последующей реализации разрабатывается комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования имущества, в том числе:

- оптимизацию площади помещений, используемых для размещения административно-управленческого персонала, исходя из нормы 9 кв. метров общей площади на одного работника;

- в части имущества, находящегося в муниципальной собственности, обеспечивается возврат высвобождаемых площадей в казну;

- недопущение принятия решения об аренде помещений для органов администрации и муниципальных учреждений Краснодара без заключения городского департамента муниципальной собственности и городских земель об отсутствии  муниципальной казне помещений требуемой площади.

Решения о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд основаны на следующих критериях:

- эффективности использования средств местного бюджета;

- обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, комплектности приобретаемого товара, его технических характеристик;

- стремления к экономии в ходе закупочных процедур при условии соблюдения качества и требований законодательства;

- проведении экспертизы качества поставленного товара, результатов выполненной работы.

 

 Поддержка малого и среднего бизнеса

На территории Краснодара осуществляют деятельность 69 639 субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе: 132 – средние предприятия, 69 507 малые предприятия, из них 23 876 юридические лица, 45 631 индивидуальные предприниматели), что составляет 25% от общего числа субъектов в Краснодарском крае. На каждую тысячу человек населения города приходится 76 малых и средних предприятий, в то время как для Российской Федерации в целом, этот показатель составляет 39 единиц.

На долю малого и среднего бизнеса приходится 41,2% оборота базовых отраслей экономики города (621 млрд. 865 млн. рублей) и 44%  населения, занятого в экономике города (231 тыс. человек). Субъекты малого бизнеса работают в  оптовой и розничной торговле  – 45%, сфере услуг – 20%, в строительстве, а также в сферах транспорта и связи – по 8%, в промышленности – 7,5%, прочие  – 11,5%.

В 2010-2014 годах в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства города Краснодара принято 243 положительных решения о предоставлении предпринимателям финансовой поддержки на общую сумму более 128,6 млн. руб., из которых только 19,6 млн. руб. – средства краевого бюджета, и 109 млн. - средства местного бюджета.

В целях возмещения затрат на приобретение основных фондов предпринимателям, осуществляющим свою деятельность менее одного года, за пять лет городом предоставлено 146 субсидий на общую сумму 36,2 млн. рублей. Также администрация города возмещает часть процентов по кредитам, полученным на развитие бизнеса, что позволяет существенно снизить долговое бремя для предпринимателей.

Для развития 5 сельских округов ,Краснодара решено предоставлять дополнительные субсидий предпринимателям, осуществляющим деятельность на их территории. Субсидируется до 70% от затрат, понесенных на организацию бизнеса, но не более 200 тыс. руб. на одного предпринимателя либо организацию.

Малый бизнес города активно участвует в краевой программе поддержки малого предпринимательства, финансирование которой в 2014 году составило более 377,9 млн. рублей. Для содействия предпринимателям в получении кредитов администрация Краснодарского края учредила Гарантийный фонд и Фонд микрофинансирования. Гарантийный фонд может выступать поручителем при недостаточной залоговой базе с целью получения кредита в банке, а Фонд микрофинансирования, который работает с апреля 2014 года, предоставляет микрозаймы на развитие бизнеса до 1 млн. рублей под проценты на уровне ставки рефинансирования Центрального банка РФ. За 2014 год Фонд микрофинансирования предоставил кредитов на сумму более 70 млн. рублей, в том числе для краснодарских предпринимателей – 22,3 млн. рублей (31,6 % от общего объема займов). Гарантийным фондом с 2010 года выдано по Краснодарскому краю 203 поручительства на сумму более 709 млн. руб. по кредитам на сумму 1 млрд. 373 млн. рублей, в том числе по городу Краснодару - 79 поручительств на сумму более 308 млн. руб. (43,4% от общего объема поручительств) по кредитам на сумму 546 млн. рублей.

Имущественная поддержка предпринимателей осуществляется в рамках реализации ФЗ-159 от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Заключено 163 договора купли-продажи с субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе 10 договоров купли-продажи в 2014 году. Также утвержден перечень муниципального имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства во временное владение и пользование.

В Краснодаре создана инновационная инфраструктура, включающая в себя  инжиниринговый центр, 6 информационных центров, 3 сертификационных центра, 3 центра поддержки малого и среднего предпринимательства, центр трансфера технологий, центр научно-технической информации, центр субконтракции. За 2014 год за поддержкой в указанные организации обратились более 15 тысяч человек. В постоянном режиме работает телефонная «Горячая линия», где любой предприниматель и гражданин могут получить консультацию по вопросам начала и ведения предпринимательской деятельности. В холлах административных зданий установлены «Ящики доверия». Также функционируют 5 технологических парков (Научно-технологический парк (НТП) «Университет» КубГУ, Промышленный технопарк КубГТУ «КУБАНЬ», Инновационный технопарк ООО «Югинформинвест», «Агротехнопарк» учебное хозяйство «Кубань», «Агротехнопарк» учебное хозяйство «Краснодарское»), в которых работают 70 предприятий с численностью сотрудников более 1000 человек. Объем привлеченных инвестиций указанными предприятиями составляет свыше 50 млн.рублей, а сумма уплаченных налогов в бюджет - более 150 млн. рублей.

С 2009 года ежегодно в конце мая проходит  форум «Дни малого и среднего бизнеса кубанской столицы», который приурочен ко Дню российского предпринимателя. На площадке форума собираются представители всех отраслей предпринимательства, а также органов и организаций, входящих в городскую инфраструктуру поддержки и развития бизнеса. Ежегодно участие в форуме принимают несколько тысяч человек, а в экспозиции - около 300 предпринимателей. Участие для бизнесменов  бесплатное, включая аренду площади и выставочного оборудования.

В соответствии городской программой «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар» субъектам малого и среднего предпринимательства  предоставляются субсидии. Объем бюджетных ассигнований по муниципальной программе составляет: 14750 тыс. рублей в 2015 году, 15200 тыс. рублей в 2016 году, 16800 тыс. рублей в 2017 году, 16800 тыс. рублей в 2018 году. Средства субсидий распределяются по двум подпрограммам: «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар» и «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Краснодар». На развитие АПК запланировано выделить в 2015 году 1050 тыс. рублей, в 2016 году — 1000 тыс. рублей, в 2017 году — 13000 тыс. рублей.

В 2015 году администрацией города подана заявка на выделение в рамках софинансирования 56 млн. рублей из краевого бюджета городскому бюджету для субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации ведомственной целевой программы «Создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном образовании город Краснодар на 2014 год», оказана поддержка сельхозпроизводителям на общую сумму 316 260,20 рублей. Субсидии на возмещение части затрат на производство сельхозпродукции КФХ, ЛПХ и ИП, занятым в сельхозпроизводстве  на территории Краснодара, составили в 2014 году 307,0 тыс. рублей. Также в 2014 году городской бюджет получил субвенции из краевого бюджета  на общую сумму 22,5 тыс. рублей, из которых формировались субсидии сельхозпроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

В 2015 году Краснодару представлены субвенции в целях финансового обеспечения расходов, возникающих при осуществлении государственных полномочий Краснодарского края, переданных в соответствии с законом края от 26.12.2005 № 976-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства, организации проведения в Краснодарском крае мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» по направлениям:

- на предоставление субсидий КФХ и ИП, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и ЛПХ на поддержку сельхозпроизводства на территории города за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из краевого бюджета – 77,9 тыс. рублей;

- на предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из краевого бюджета – 1,6 тыс. рублей;

- на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае – 505,3 тыс. рублей.

 

 Муниципально-частное партнерство

23 августа 2010 года заключено инвестиционное соглашение по внедрению и эксплуатации автоматизированной системы оплаты проезда во внутригородском общественном транспорте с компанией ЗАО «Золотая корона». Объем инвестиций - 16,052 млн. рублей, срок действия - 29 месяцев. В настоящий момент проект полностью реализован и успешно функционирует. В настоящий момент проект полностью реализован и успешно функционирует. Благодаря внедрению системы безналичной оплаты повысилась прозрачность финансовых потоков в транспортной отрасли, обеспечен учет каждой поездки пассажира с привязкой к маршруту и времени. Получаемые статистические данные служат материалом для гибкого и эффективного управления пассажирским транспортом.

С 1 апреля 2011 года для оплаты проезда на муниципальном горэлектротранспорте введены в действие «Карта школьника» и «Студенческая карта» с предоставлением льгот по оплате проезда. Впервые удалось учесть фактический объем перевозок студентов и школьников, что позволило более эффективно использовать бюджетные средства, предназначенные на выплату субсидий предприятиям пассажирского транспорта в связи с предоставлением льгот по оплате проезда.

В соответствии с постановлением администрации города Краснодар № 1616 от 20.03.2014 «Об утверждении Порядка проведения конкурсов на право заключения инвестиционных соглашений по оборудованию и эксплуатации используемых на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар» управлением по организации дорожного движения проведен открытый конкурс на право заключения соответствующего инвестиционного соглашения.

7 мая 2014 года заключено инвестиционное соглашение №1 между управлением и ООО «Городские парковки». В конкурсе  участвовали 3 компании, в том числе из города Москва. Победителем была признана компания ООО «Ланит-Юг». Объем инвестиций по соглашению – 338,57 млн. рублей.

По условиям соглашения, инвестор обязуется создать 8000 парковочных мест и перечислять ежемесячно 10% от платы за парковку в городской бюджет. Инвестиционное соглашение заключено сроком на 7 лет. В первый год реализации проекта было создано 69 парковок общей мощностью в 3202 парковочных места. 

 

 Участие в краевом проекте по импортзамещению

В рамках импортзамещения муниципальное образование город Краснодар принимает участие в реализации проекта «Восточная промышленная зона» на земельном участке площадью 66,4 га.

Для реализации данного проекта Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства принято решение от 24.07.2013 № 11 о передаче администрации Краснодарского края сроком на 1,5 года осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком площадью 66,4 га в целях создания промышленного парка. Принято распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.11.2014 № 422-р «О предоставлении ГКУ КК «Агентству по управлению объектами ТЭК» в безвозмездное срочное пользование на 364 дня земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:5 площадью 66,4 га». Между ГКУ КК «Агентством по управлению объектами ТЭК» и департаментом имущества Краснодарского края заключен договор от 28.11.2014 № 000006/п14 о безвозмездном срочном пользовании земельным участком с кадастровым номером 23:43:0412001:5 площадью 66,4 га сроком на 1 год.

Остальные земельные участки будут передаваться по мере отказа ФГУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» от права пользования очередным участком.

В настоящее время решается вопрос о выделении бюджетных средств в размере 139 млн. рублей в рамках подпрограммы «Подготовка документации по планировке территории (1-й этап), архитектурно-строительное проектирование, включая инженерные изыскания (2-й этап)» государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением от 14.10.2013 № 1201.

Администрацией Краснодара осуществляется формирование перечня резидентов, в основном – это представители малого и среднего бизнеса. Ведутся переговоры с 91 предприятием (пищевая и перерабатывающая отрасль - 7, строительство и производство изделий, используемых в строительстве – 17, энергетика и приборостроение – 8, производство и ремонт техники – 2, транспортная логистика – 7, химическая и нефтехимическая отрасль – 5, мебельное производство – 38, легкая промышленность – 6, полиграфия - 1).

От 12 предприятий представлены предложения на общую площадь 19 га с ориентировочной стоимостью 325 млн. рублей, планируемая численность рабочих мест - 620 (пищевая и перерабатывающая отрасль - 1, строительство и производство изделий используемых в строительстве – 4, производство и ремонт техники – 2, химическая и нефтехимическая отрасль – 2, мебельное производство – 2, производство электрической продукции – 1).

 

 Аутсортинг в обеспечении работы информационно-коммуникационной инфраструктуры городской администрации

В целях обеспечения бесперебойной работы информационно-коммуникационной инфраструктуры, сокращения затрат и повышения эффективности труда на аутсорсинг переданы следующие функции:

- техническая поддержка и обслуживание системы видеоконференцсвязи;

- обслуживание комплексов связи (Samsung АТС, Panasonic АТС, Nec АТС, Cisco ATC);

- техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники, серверного оборудования, а также заправка и восстановление картриджей;

- техническое обслуживание и ремонт системы комплексного видеонаблюдения;

сопровождение системы электронного документооборота.