Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Культурная самобытность и идентичность российских городов

«Задонские монастыри – духовные вершины»

Задонск – старинный русский город, первое упоминание о котором появляется в начале ХVII века. Город расположен на левом берегу реки Дон, главной водной артерии лесостепной зоны Липецкой области и является районным центром. Места эти издавна привлекали людей плодородными почвами, близостью водного пути, чистыми источниками. Однако постоянная угроза набегов кочевых племен не позволяла серьезно обосноваться в этих местах славянским поселениям. И лишь в конце ХVI века, когда Дикое поле вошло в состав российского государства, левобережье Дона стало относительно безопасно и пригодно для ведения хозяйства, по южной границе Руси появляется ряд крепостей и поселений, среди которых встает Задонск.

История возникновения города увековечена в его гербе. «В серебряном поле с волнистой лазоревой оконечностью – стоящая на зелёной земле червлёная мурованная чернью крепость, имеющая одну зубчатую башню с аркой и двумя бойницами и стены без зубцов с чередой из четырех бойниц каждая, понижающиеся от башни к сторонам». Символика герба городского поселения, в общем, не связана с оборонными функциями изображенной крепости. Как таковой никакой крепости и не было. В данном гербе под крепостью понимается вся площадь поселения, возникшего на берегу Дона, который стал  гласным символом позднего названия города.

Город Задонск – Русский Иерусалим, на протяжении веков известен как духовный центр, привлекающий большое количество паломников. Три храмовых комплекса полностью сохранились в Задонске до наших дней.

Сердцем города, его душой и основой всегда был Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Современные исследователи пришли к выводу, что датой основания монастыря можно считать 1610 год. Основоположники Задонской обители, старцы Кирилл и Герасим, принесли с собой икону Владимирской Божией матери, написанной самим св. Лукой и привезенной на Русь из Греции. К сожалению, задонский вариант этого чтимого изображения был утрачен в ходе церковных погромов начала 1930-х годов. Восстановили храмовую икону по описанию.

В 1692 году монастырь сгорел дотла. Среди бушевавшей вокруг огненной стихии неопалимой осталась лишь Владимирская икона. Слухи о чудесном спасении святыни усилили приток паломников и пожертвований в монастырь. В 1764 году Задонской обители был присвоен III класс и определен штат в 15 насельников. А в 1769 году в монастырь прибыл на покой бывший епископ Воронежский Тихон (Соколовский). Оказавшись в монастыре по болезни, он написал здесь главные свои сочинения. принесшие ему широкую славу «Российского Златоуста», здесь достиг он истинно духовных высот. И сегодня люди из всех уголков России едут в Задонск поклониться мощам святителя, получить утешение и исцеление.

 В XIX веке было принято решение о перестройке главного Владимирского собора. И в 1853 году, по проекту ведущего архитектора того времени К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве,  был возведен пятикупольный, восьмипрестольный, трехэтажный храм, богато украшенный архитектурными элементами. подаривший Задонску неповторимый колорит тихой, светлой радости истинной веры.

На территории Рождество-Богородицкого монастыря находится могила Н. Н. Муравьева-Карского. Современник и единомышленник декабристов, прославленный генерал, участник войны 1812 года и русско-турецкой 1848-1856 годов, талантливый дипломат, жил в своем имении Скорняково Задонского уезда и часто бывал в Задонске. Был близок к Рождество-Богородицкому монастырю и завещал похоронить себя на задонской земле.

В десятилетия, последовавшие за торжественным открытием мощей святителя Тихона, в 1860-1890-е годы, к прославленному Богородицкому монастырю на Задонской земле присоединяются еще три – женские Богородице-Тихоновский и Тихоновский Троицкий,  а также мужской Тихоновский («Скит») в небольшом отдалении от города.

Давая добро на учреждение в одном месте четырех монастырей, Синод официально признавал возникновение на территории России нового религиозного центра общегосударственного значения, признавая чудотворения Задонского святого, причисленного к лику святых.

Богородице-Тихоновский монастырь начинался с женской отшельнической общины, поселившейся у стен церкви, воздвигнутой над источником, у которого любил бывать и молиться в уединении святитель Тихон. В 1867 году община признана монастырем.

В 1873 году официальный статус получил Тихоновский мужской монастырь, выстроенный над речкой Проходней, близ еще одного источника, по преданию, открытого самим святителем Тихоном.

Последним из Задонских монастырей в 1888 году официальный статус получил Тихоновский Троицкий монастырь. Он возник из странноприимной женской общины, основанной подвижницей Матроной Наумовной Поповой. Основной обязанностью сестер было служение больным и бедным странникам, прибывшим в Задонск на богомолье. В 1884 году была заложена церковь во имя Живоносной Троицы. Этот пятиглавый храм шатровой архитектуры, выстроенный по проекту воронежского губернского архитектора А. А. Кюи, сохранился до наших дней.

В 1800 году специально для горожан был построен Собор во имя Успения Божией Матери. Храмовый комплекс и сегодня радует жителей и гостей Задонска возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Собор закрыт на реставрацию, но на его территории действует гостиница для паломников.

Статус города Задонск получил по Указу Екатерины II 25 сентября 1779 года. А в 1782 году был утвержден генеральный план застройки, предусматривавший идеально прямые широкие улицы, четко ориентированные по сторонам света. По нему Задонск живет и развивается и сегодня.

Задонск литературный.

С историей города тесно связаны имена известных российских поэтов и писателей. Все, кто следовал на юг России и обратно по Тифлисскому тракту неизбежно проезжали через Задонск.  Среди них имена Пушкина, Лермонтова, Грибоедова.

Одаренный поэт М. В. Милонов, сокурсник А. С. Грибоедова по пансиону при Московском университете, в 1815 году поселился в отцовском имении «Придонский ключ». Здесь написаны им лучшие лирические стихотворения, послание к В. Жуковскому, стихи на смерть Державина.

А. В. Кольцов часто бывал в Задонске, в окрестностях которого было поместье его отца. Не исключено, что именно в Задонске, где он так часто бывал, родились его песни.

Поэт И. С. Никитин – уроженец с. Верхнее Казачье Задонского уезда. Не одно поколение его семьи были посетителями Задонских ярмарок. Отец часто брал сына с собой на богомолье в Богородицкий монастырь, что не прошло бесследно для творческого вдохновенья будущего поэта.

Андрей Платонов был родом из близ лежащего села. Его отец П. Ф. Клементов был золотых дел мастером и долгое время трудился для ризницы Богородицкого монастыря. Здесь же, в Задонске, в Успенском соборе венчались родители А. Платонова. Совместно со своим другом писателем Н. Задонским Андрей Платонов в 1920-21 гг. участвовал в издании местной газеты, где и увидели свет его первые стихи.

О. Э. Мандельштам провел здесь лето 1936-37 гг. Эту воронежскую ссылку супруга поэта вспоминает так: «Задонск – …место чудное… Мы жили недалеко от монастыря , на отличной монастырской дороге…» Они снимали бревенчатый дом и любили гулять в сосновой роще.

Блистательный И. А. Бунин подарил миру трепетное и неповторимое понимание Задонска, безусловно, посещая его неоднократно

Н. А. Задонский, писатель-мемуарист и драматург, старался увековечить литературную память, связанную с Задонском.

 

Идея проекта – сделать Задонск зоной, привлекательной для развития не только событийного, но и въездного туризма. С помощью бережной и продуманной реконструкции городского пространства выделить, и в то же время органично преподать храмовые комплексы Задонска, как объекты великого духовного наследия малых городов России.

Поэтому, когда в 2010 г. в Задонске были реконструированы улицы, непосредственно  прилегающие к Рождество-Богородицкому монастырю, план реконструкции учитывал многие факторы: и качество плиточного покрытия, как имитацию мощеных улиц при монастыре; и посадка лип вдоль дороги бывшей Монастырской улицы, как на старинных фотографиях начала XX в. В то же время, стилизованная отделка каменным покрытием с освещенными нишами в стенах на улице-памятнике «Каменная Гора» органично влилась в обновленный облик, внося свежую струю в современный вид городских улиц.  В 2011 г. проект включил реконструкцию старинной торговой площади, и сразу по-новому предстал перед горожанами старинный Успенский собор. Таким образом, градостроительная зона этой темы стала не просто доступной, но и достаточно привлекательной для гостей города и самих жителей. Городскими учреждениями культуры были разработаны туристические маршруты, позволившие проводить силами работников обзорные экскурсии для туристов, гостей творческих фестивалей, школьников, небольших групп, паломников (вне территории монастыря).

В связи с произошедшими переменами, создается и туристская инфраструктура. В непосредственной близости от монастыря построена современная гостиница, капитально отремонтировано кафе, появился ресторан, функционируют места общественного пользования.

 

Современный этно-стиль в общественно-культурной жизни города

Традиция проведения массовых городских праздников, ориентированных на особенности местного колорита, фольклорных направлений, идей, связанных с народными традициями края, а порой и уникальной тематики, позволяет городу сохранить и развить свой собственный яркий, индивидуальный образ.

«Светлый праздник Троицы» традиционно проводится в городском парке, где человек особенно чествует свою близость к природе, а открытая сцена летнего театра с просторной площадкой для зрителей позволяет использовать технические средства сопровождения мероприятия. Творческие мастер-классы, викторины, площадки для фольклорных игр и конкурсов, народный кукольный театр, веселое обучение игре на русских народных инструментах, выступление фольклорных коллективов, стилизованная выставка традиционной русской крестьянской кухни – все это рассыпанная мозаика одного яркого, веселого, народного, живого праздника. Это не история, а драгоценное достояние наших предков.

Этно-фестиваль «Задонские осенины» (ежегодно, последняя суббота сентября). Праздничная программа проводится на центральной площади города. Театрализованное представление и праздничное шествие «Золотая осень» посвящается различной тематике.  Традиционно проводится областной конкурс музыкально-хореографического народного самодеятельного творчества. Выставки-конкурсы цветочных панно,  декоративно-прикладного творчества края, народных промыслов и ремесел, усадебного быта и русского застолья, детского рисунка и детского творчества собирают множество участников из организаций и школ города. Конкурсы на самый вкусный пирог, самый красивый торт, самый оригинальный букет позволяют жителям проявить талант, самореализоваться, поделиться секретами мастерства, доставшимися от предков, или приобретенными. Но самое главное – это сплачивание, поддержание и развитие традиций творческих, исполнительских, традиций общения и празднования большой и дружной семьей, городским сообществом.

«Этно-фестиваль зимней рыбалки «На Дону стоим, рыбой славимся!»  - это новое начинание. Проводится во второй раз. Фестиваль собирает на Дону любителей  зимней рыбалки, а также любителей и мастеров по приготовлению ухи. На берегу Дона оборудуются места для разведения костров и приготовления ухи, для проведения веселых зимних конкурсов, для горячего чаепития, устанавливается сцена для ведущих и исполнителей. Размечаются места для рыбной ловли на льду, приготавливаются службы МЧС России. С каждым годом число участников растет. В 2016 г. в конкурсе участвовали около ста рыбаков. Главный герой фестиваля – донской бирючок. Ловят его только зимой и только в окрестностях Задонска. В других местах эта рыбка не встречалась. Уха из бирюков – фирменное задонское блюдо. По преданию, такую уху отведал в дорожном трактире на ул. Ямской, по которой проходил Тифлисский тракт, А. С. Пушкин. И до сих пор рецепт ее не меняется. В царской России жители окрестных деревень зимой налавливали бирюков, морозили и возами возили в Москву к царскому столу. Вот такое великое прошлое у маленькой, но уникальной задонской рыбки. А организаторы награждают и рыбаков и поваров, и остроумные рыбацкие байки, и песни о рыбалке и рыбаках.

 

«История семьи в истории России»

/формирование историко-архитектурной зоны, связанной с историческими сюжетами, реальными людьми, жителем г. Задонска городским головой Н. А. Коптевым, его сыном, советским писателем А. Н. Коптевым-Задонским /

Однородная гомогенная застройка центральной улицы Задонска Монастырской – Коммуны, не нарушенная современной многоэтажной застройкой, позволяет воспринимать её, как целостный фрагмент, на фоне которого возможна реконструкция событий из жизни конкретной семьи Коптевых, проживавшей в городе. Члены ее оставили заметный след и в истории Задонска, и в истории России.

Идея проекта – связь исторической застройки с событиями в Задонске и жизнью почетного гражданина города А.Н. Коптева, его семьи, его сына писателя Н. А. Коптева-Задонского.

Дом, где проживали Коптевы – старинный купеческий дом 1887 г. постройки важная опорная точка проекта. Возможна экскурсия по территории, либо медийный продукт – виртуальная экскурсия-знакомство. Далее мемориальная площадка писателя Задонского на территории, прилегающей к зданию городской библиотеки. Обозначенная памятным знаком, информационным баннером она становится идеальным местом для театрализации, знакомящей с персонажами  книг Н. Задонского и с семьей писателя, для ежегодного празднования дня рождения Н. Задонского. Само здание библиотеки тоже становится сюжетной линией в истории семьи. Поскольку его строительство датируется первым десятилетием XX в., велика вероятность, что в нем принимал активное участие А. Н. Задонский (отец писателя), городской голова, человек деятельный, инициативный, уважаемый горожанами. Сама улица создает атмосферу погружения в прошлое, которую дополняет и торжественный ансамбль Рождество-Богородицкого монастыря, и здание краеведческого музея с территорией, после серьезной реконструкции стилизованное под дворянскую усадьбу начала века. Поэтому театрализованный праздник, обращенный к истории города, его жителей, к литературному творчеству писателей, чьи имена связаны с Задонском – это важная этнографическая составляющая культурной жизни города.