Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

5
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Участие органов местного самоуправления в регулировании межконфессиональных и межнациональных отношений

Механизмы и инструменты сохранения межнационального и межконфессиональное согласия

 

 

Новосибирск изначально формировался как многонациональный и многоконфессиональный город. По мере своего развития он становился все более многонациональным, при этом в этнической структуре всегда абсолютное большинство составляло русское население. По данным переписи населения 2010 года, в Новосибирске проживали представители более 120 народов, русские составляют 92,8% населения. Доля представителей каждой из всех других национальностей не превышает одного процента. В 2012 году число жителей Новосибирска превысило 1,5 млн. человек.

Новосибирск – привлекательный для мигрантов город. Ежегодно прибывает порядка 200 тыс. человек. С начала 2000-х годов многократно выросла численность коренных народов Средней Азии, Кавказа, Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличилось число прибывающих в Новосибирск на работу и обучение из других регионов России. Мигранты работают в сфере услуг, строительстве, торговле, транспорте и связи, ЖКХ и влияют на социокультурный ландшафт Новосибирска. На территории города образовались заселенные по этническому признаку места их компактного проживания. В начальных классах школ, расположенных вблизи этих мест, число детей, не говорящих на русском языке, достигает 70%. Это создает серьезные сложности в организации образовательного процесса.

События и ситуация последних лет в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений показали необходимость совершенствования механизмов регулирования данной сферы. Мэрией Новосибирска проводится системная работа по поддержке и укреплению межнационального и межконфессионального согласия в городе.

В 2013 году при поддержке муниципалитета разработаны и утверждены Концепция реализации национальной политики в городе Новосибирске, Комплексный план мероприятий по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Новосибирске на 2014–2016 годы. Мэрией разработана ведомственная целевая программа «Муниципальная поддержка общественных инициатив и институтов гражданского общества» на 2014–2016 годы, содержащая раздел «Содействие укреплению межнационального и межконфессионального согласия в городе Новосибирске».

С 1998 года работает Городской центр национальных литератур, который в 2014 году преобразован в Городской межнациональный центр. В рамках деятельности Центра осуществляется взаимодействие со школами с многонациональным составом учащихся, с молодежью разных национальностей, национальными организациями, осуществляется методическая деятельность, ведется мониторинг ситуации в межнациональной сфере. Центр стал базовым учреждением по реализации национальной политики в городе Новосибирске.

В 2012 году Консультативный совет по делам национально-культурных автономий и организации при мэрии Новосибирска был преобразован в Консультативный совет по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений. В совет вошли руководители национальных организаций, структурных подразделений мэрии, ученые, представители миграционной службы, правоохранительных органов. Цель деятельности Совета - выработка совместных предложений по решению вопросов гармонизации межнациональных отношений и реализации национальной политики на территории города, обеспечение эффективного взаимодействия мэрии и самых широких слоев общественности в этнокультурной сфере.

В настоящее время в Новосибирске действуют 65 национальных общественных организаций. 28 организаций объединены в Ассоциацию национально-культурных автономий и организаций Новосибирска и Новосибирской области «Содружество».

 

 

Важную роль в реализации задач национальной политики, в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, духовно-нравственном воспитании и социальной поддержке населения играют религиозные организации. В Новосибирске в настоящее время действуют около 130 религиозных объединений и организаций различных конфессий, 10 сибирских региональных религиозных центров. Организации традиционных конфессий осуществляют реализацию социально значимых программ и проектов, направленных на всестороннюю помощь малообеспеченным группам населения, на адаптацию мигрантов к местным условиям, формирование культуры межнационального общения, организацию и проведение для жителей города духовно-просветительских, культурно-массовых мероприятий.

С целью раннего предупреждения возможных конфликтных ситуаций мэрией Новосибирска совместно с правоохранительными органами, общественностью, органами ТОС, районными администрациями осуществляются постоянный мониторинг ситуации и и обмен информацией, оперативное реагирование на обращения граждан, содействие корректному освещению событий в межнациональной сфере в СМИ.

При поддержке мэрии Новосибирска в целях совершенствования механизмов регулирования межнациональной сферы, профилактики межнациональной напряженности ежегодно проводятся социологические исследования состояния межнациональных и межконфессиональных отношений. В 2014 году сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН под руководством профессора Ю.В. Попкова (д.филос. наук, заместитель директора Института философии и права СО РАН, заведующий сектором этносоциальных исследований) проведен мониторинг межнациональной ситуации в городе Новосибирске. Исследование было направлено на изучение социального самочувствия новосибирцев, их социокультурных ориентиров и степени удовлетворенности разными сторонами жизни, уровней гражданской, региональной и этнической идентичности, патриотических настроений и отношении к своему языку и культуре. По результатам была дана характеристика межэтнических отношений, их проблемных зон и динамики, установок в межличностном общении, а также мнений горожан о мигрантах. Сформулированы актуальные задачи национальной политики на муниципальном уровне - так, как они видятся самому населению.

В продолжение проведенного социологического исследования в ноябре 2014 года - январе 2015 года проведены экспертные интервью с сотрудниками администраций районов, муниципальных учреждений, представителями правоохранительных органов и специальных служб, миграционной службы шести районов Новосибирска.

По рекомендациям исследователей, стратегической задачей мэрии в социальных вопросах должно выступать повышение общего уровня благосостояния населения Новосибирска, прежде всего, коренных жителей, и обеспечение их благоприятного социального самочувствия. К числу приоритетных, согласно данным опроса, следует отнести также профилактику экстремистских настроений в детской и молодежной среде, активизацию работы по пропаганде духовно-нравственных ценностей, патриотическому и интернациональному воспитанию, повышение роли правоохранительных органов в сфере национальной политики, более широкое освещение в СМИ жизни многонационального новосибирского сообщества.

Особого внимания требует информационная сфера, как в части сбора, так и в части распространения информации, прежде всего, в контексте необходимости преодоления многочисленных стереотипов у местного и приезжего населения. Важно работать на усиление чувства безопасности у жителей, информировать по проблемам, которые возникают на территории, особенно в социальной сфере.

Не менее важно формирование среди населения культуры сотрудничества и выстраивания конструктивного диалога между местными и приехавшими: в плане обучения опыту совместного проживания, разрешения возникающих социальных, бытовых проблем и конфликтов при четком соблюдении норм и правил российского законодательства. Результаты проведенных исследований были обобщены и представлены на обсуждение на заседании Консультативного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска.