Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Культурная самобытность и идентичность российских городов

«Муниципальная модель системы художественного образования Екатеринбурга как эффективная технология работы с одаренными детьми»

 

           Культурная политика в области художественного образования муниципального образования «город Екатеринбург» определяется как новыми федеральными документами, так и несколькими важными нормативно-правовыми актами муниципального уровня: Стратегическим планом развития города Екатеринбурга до 2020 года (сегодня актуализируется до 2030 года), стратегической программой «Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства», стратегическим проектом «Екатеринбург – центр современного искусства», ведомственной программой по развитию материально-технического обеспечения учреждений культуры,  Программой «Талантливые дети – талантливый город», нормативными правовыми актами, утверждающими плановые мероприятия по повышению эффективности сферы культуры в муниципальном образовании «город Екатеринбург» («дорожной карты») до 2018 года.

Муниципальная система художественного образования города Екатеринбурга (далее – модель) представлена образовательными организациями всех ступеней: от дошкольного образования (в структуре Гимназии «Арт-Этюд») до высшего профессионального образования в муниципальном учебном заведении «Екатеринбургская академия современного искусства». Образование в сфере культуры и искусства реализуется в 36-и образовательных учреждениях дополнительного образования (музыкальные школы – 14, детские школы искусств – 14, детские хоровые школы – 4, детские художественные школы – 4, детская театральная школа), в Гимназии «Арт-Этюд» и в Высшем учебном профессиональном заведении «Екатеринбургская академия современного искусства». Все учреждения имеют статус муниципальных, сеть образовательных учреждений дополнительного образования сохранена.

            Проблема: необходимость реализации поставленных федеральными, региональными и муниципальными нормативными документами задач, требования инновационного развития системы художественного образования на фоне финансовой и бюджетной оптимизации, активного продвижения технологий повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры, а также их руководителей.

В течение последних десяти лет система художественного образования города претерпела существенные качественные изменения: обрела четкую структуру, определила вектор развития на модернизацию содержания, профессионализацию образования и поддержку одаренных детей. Из стадии сохранения система художественного образования Екатеринбурга поступательно перешла в стадию инновационного развития с точки зрения содержания, имиджа и статуса.

         В 2016 году из бюджета города на реализацию образовательных программ в детских школах искусств выделено 636 млн. 303 тысячи рублей. При подготовке к бюджету 2016 года впервые была применена методика персонифицированного финансирования, актуализированная Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, для детских школ искусств в целом и всех образовательных программ в частности. Для каждой школы определено количество детей, обучающихся по предпрофессиональным и по общеразвивающим программам. Это составило основу для бюджетирования учреждения и каждого конкретного обучающегося с января 2016 года.

Общий контингент обучающихся, получающих дополнительное образование в детских школах искусств Екатеринбурга в 2015-2016 году, составляет 16 204 человека.  10354 обучается на безвозмездной основе. Из них большая часть (67%) переведена на дополнительные предпрофессиональные образовательные программы – 7011 человек, 3343 человека обучается по общеразвивающим программам в области искусств. 168 выпускников ДШИ города обучаются по образовательной программе «Ранняя профессиональная ориентация» (РПО).

Немаловажным источником финансирования системы художественного образования города Екатеринбурга являются внебюджетные средства, которые способствуют поддержанию конкурентной среды каждого учреждения, развитию и обновлению содержания образовательного процесса, укреплению материально-технической базы.

В 2015 году объем внебюджетных средств, которые художественные школы и изобразительные отделения ДШИ целенаправленно и точечно вкладывают в развитие и методическое сопровождение образования с целью реализации предпрофессиональных программ, соответствия федеральным государственным требованиям, составляет 35 млн. рублей (для сравнения - в 2011 году сумма внебюджетных источников составляла 17 млн. рублей, в 2013 году - 27 млн. рублей).  В 2016 году внебюджетное финансирование Детских художественных школ и изобразительных отделений ДШИ составит около 45 млн. рублей.

Работа по привлечению внебюджетных источников - увеличение плана по доходам учреждений, расширение перечня услуг, введение унифицированной формы перечня и тарифов платных услуг с учетом стоимости часа, в том числе с включением расходов на амортизацию имущественного комплекса – все это механизмы повышения эффективности деятельности учреждений.

Комфортные и безопасные условия ведения образовательного процесса – важная задача для системы художественного образования города Екатеринбурга. В последние годы проведена полная техническая инвентаризация объектов детских школ искусств с целью выявления реального состояния учреждений, их материально-технического оборудования и оснащенности.

В соответствии с требованиями комплексной безопасности обеспечены необходимые условия для работы учреждений. Все школы оснащены камерами внешнего и внутреннего видеонаблюдения, системами контроля управления доступом. В детских школах искусств города работает бесплатный WI-FI, в холлах установлены мобильные информационные киоски, имеется 11 выставочных залов. Художественные школы Екатеринбурга оснащены мобильными компьютерными классами, интерактивными досками, проекторами, лицензионными программными продуктами, специальным оборудованием (муфельные печи, офортные станки, гончарные круги, оборудование для батика и гобелена и т.д.).

Муниципальные задания на 2016 год и плановый период будут установлены детским школам искусств только на те виды услуг и работ, которые входят в утвержденные на федеральном уровне базовые (отраслевые) перечни, и будут сформированы в электронном виде в информационной системе Министерства финансов РФ «Электронный бюджет»

Внедрен и находится на контроле Административный регламент предоставления услуги по зачислению в муниципальные учреждения дополнительного образования в области искусств.

          Развитие кадрового потенциала системы художественного образования города – важное и всегда актуальное направление деятельности. На сегодняшний день, уровень квалификации и профессионализма преподавателей и руководителей школ искусств достаточен для реализации предпрофессиональных программ и новых образовательных направлений. Уже несколько лет школами Екатеринбурга реализуются такие современные образовательные направления как театр, дизайн, компьютерная графика, архитектура, современный танец, музыкально-компьютерные технологии, современная цифровая музыка.

Количество аттестованных педагогов составляет 100 % от общего числа (не считая молодых педагогов), из них на высшую и первую категорию аттестовано 85 % педагогов школ искусств.

Ежегодно не менее 60% преподавателей школ искусств обучается на курсах повышения квалификации, семинарах, мастер-классах. В 2015 году прошли обучение более 700 педагогических и руководящих работников детских школ искусств.

Повышению престижа профессии преподавателя способствует ежегодное присуждение денежной премии Администрации города педагогическим работникам сферы культуры и искусства «Во славу Екатеринбурга». Система художественного образования города стала привлекательной для молодых специалистов. За последние три года более 100 молодых специалистов пришли работать в сферу.

Одним из механизмов развития системы художественного образования города Екатеринбурга в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей является межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов и, в том числе, организация сетевого взаимодействия организаций различного типа и ведомственной принадлежности.

Детские школы искусств города имеют достаточный опыт интегрирования ресурсов в городское социокультурное пространство, активно взаимодействуют с дошкольными и общеобразовательными учреждениями города, культурно-досуговыми центрами, театрами, музеями, высшими учебными заведениями в рамках совместных творческих проектов, летних творческих школ, научно-практических конференций и ярмарок учебно-методического обеспечения, проведения Форума юных дарований сфере культур и искусства «АртПоколение – Екатеринбург». Ежегодно в рамках Форума, который представляет собой систему общегородских и конкурсно-фестивальных мероприятий, около 200 тысяч горожан, в том числе более 100 тысяч школьников становятся зрителями мероприятий Форума, абонентом системы художественного образования «Открой для себя мир искусства!», «Брависсимо!», «Разноцветная палитра».

Мероприятия реализуются на самых лучших концертных площадках города с участием всех учреждений муниципальной сферы культуры и искусства, предоставляя возможность жителям города познакомиться с возможностями и потенциалом системы. 

Взаимодействие с общеобразовательными учреждениями активно происходит через организацию летних творческих школ, профильных отрядов на базах городских лагерей с дневным пребыванием в рамках оздоровительной кампании.  Более 1200 обучающихся ДШИ ежегодно активно продолжают образовательную и творческую практику в летний период, из них более 300 – это дети – художники.

Спрос на подобные услуги у горожан очень высок, а качество предоставляемых услуг вполне позволяет организовывать творческие школы, творческие группы, искать новые формы и направления организации оздоровления, отдыха и досуга для многих желающих не только в летний период, но и в каникулярные периоды учебного года

Актуальными для муниципальной системы художественного образования города Екатеринбурга являются механизмы контроля деятельности детских школ искусств.

              Управлением культуры осуществляется контроль за выполнением «Дорожной карты», муниципального задания, продолжает эффективно работать система формирования рейтинга учреждений по итогам учебного года с определением статуса школ по группам, финансового рейтинга эффективности деятельности учреждений.

Кроме того, при Управлении культуры работает Общественный совет для оценки качества предоставления услуг, в том числе и образовательных.  В сентябре 2015 года Общественным советом подведены первые итоги.

Участие общественности, экспертного и профессионального сообщества в независимой оценке качества услуг – все это говорит об открытом общественном управлении муниципальной системой художественного образования города Екатеринбурга.

          Развитию инфраструктуры системы художественного образования города способствует деятельность 12 городских ресурсных центров (ГРЦ), которые на протяжении 5 лет обеспечивают методическую поддержку и развитие приоритетных направлений ДШИ и системы.  Девятый год функционирует Екатеринбургский методический совет детских школ искусств, состоящий из 29 городских методических секций, в том числе секция по компьютерной графике, секция художников и искусствоведов.

             В целях профессиональной ориентации учащихся, создания условий для их раннего самоопределения и получения профессионального образования в сфере культуры и искусства в течение 8 лет в рамках системы реализуется образовательная программа «Ранняя профессиональная ориентация» (РПО). Общее количество выпускников программы составило 857 человек.  Около 70 % выпускников программы продолжили свое обучение в средних и высших учебных заведениях сферы культуры и искусства.

          Таким образом, в городе Екатеринбурге создана собственная организационно-содержательная модель деятельности городских ресурсных центров,  которая имеет ярко выраженные результаты и достижения.

 Опыт Екатеринбурга неоднократно презентовался в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Краснодаре, Карелии, Ижевске; активное взаимодействие ведется с руководителями детских школ искусств Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Ханты-Мансийского округа, Казахстана. Продолжается творческое сотрудничество учащихся и педагогов Германии, Австрии, Болгарии.

Екатеринбург неоднократно становился местом обсуждения самых насущных и острых проблем художественного образования России. Десятки экспертов, профессионалов приняли участие в восьми ежегодных научно-практических конференциях, решения которых легли в основу федеральных документов, предопределивших развитие художественного образования детей на ближайшие годы. 

          Успешное функционирование системы художественного образования города Екатеринбурга подтверждается убедительными победами на Всероссийских конкурсах «50 лучших детских школ искусств России», «Лучший преподаватель ДШИ России», «Молодые дарования России» в рамках мега-проекта Министерства культуры РФ «Одаренные дети и молодежь» в 2014 и 2015 годах; 3 школы, 4 преподавателя и 3-е учащихся стали победителями вышеуказанных престижных конкурсов.

   Социально-ориентированная деятельность – это особая миссия работников культуры, так как все более пристального внимания требует деятельность, направленная на поддержку детей, которые нуждаются в дополнительном внимании государства и общества.  Это особо актуально в сегодняшнее непростое для всех время и созвучно с идеями Концепции развития дополнительного образования детей в РФ.

В детских школах искусств города добровольческая, благотворительная, волонтерская деятельность представлена различными формами, имеются успешные и действенные социальные проекты. Для муниципальной модели системы художественного образования эта работа – одно из приоритетных направлений на ближайшее время.

Задача детских школ искусств – взращивание особого слоя общества – элиты и культурной интеллигенции, способной в будущем выполнить не только государственные задачи, но и уникальную социальную миссию – передать национальный культурный код будущим поколениям нашей страны.

 

 

 

«Уральская индустриальная биеннале современного искусства» как уникальная форма продвижения идентичности мегаполиса»

Уральская индустриальная биеннале современного искусства – один из крупнейших в российских регионах международный художественный проект в области современного искусства, который организует и проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в Екатеринбурге и Уральском регионе с 2010 года. Соорганизатором биеннале является Администрация города Екатеринбурга в лице Управления культуры.

Уникальность Уральской индустриальной биеннале современного искусства определяется особенностями самого региона, его индустриального наследия. Биеннале – это не только уникальное по концепции и масштабу мероприятие, но и сотрудничество с бизнес-сообществом, действующими предприятиями, ключевыми культурными институциями и крупными компаниями Урала.

К настоящему моменту Уральская индустриальная биеннале полностью интегрировалась в международный культурный контекст и стала брендом Екатеринбурга в сфере искусства. Дискуссию об идентичности Екатеринбурга актуализировал процесс подготовки к EXPO2020 – появился внешний запрос на масштабные локальные проекты, которые работают со смыслами места и помещают их в международный контекст.

Екатеринбург, бывший Свердловск, – в прошлом столица советского индустриального региона, который с распадом СССР пережил тяжелые времена, в период шоковой приватизации – зона аккумуляции капитала, а ныне – узловая станция новой сырьевой экономики России. При переходе от глобальных промышленных производств к инновационной промышленности, неизбежно ведущей к сокращению работы крупных предприятий, индустриальное наследие Урала требует масштабного переосмысления.

Уральская индустриальная биеннале современного искусства в данном контексте предлагает новые вектора развития территории, используя искусство как актуальный ресурс. Новые смыслы возникают на пересечении современной культуры и локальной проблематики, включая регион в широкий гуманитарный контекст. В отличие от многих мировых художественных проектов Уральская биеннале осмысляет индустриальность не только как наследие, но и как актуальную практику, в которую вовлечены множество людей и пространств, во многом невидимых для современной культуры потребления. Уральская биеннале – это индустрия смыслов, как в плане переосмысления культурных форм индустриальной эпохи, так и в плане актуализации производственной составляющей новейших художественных процессов.

Проведение крупных культурных проектов очень важно для развития региона. Главное преимущество формата биеннале заключается в том, что он делает территорию заметной для масштабного международного сообщества. Включаясь в глобальный культурный контекст, биеннале привлекает посетителей со всего мира. Помимо прямой отдачи в виде туристов и их расходов в городе, это долгосрочная инвестиция в культуру региона и непрямые дивиденды от культурной политики.

Толчком для создания биеннале стало отсутствие площадки для центра современного искусства. Поиск пространства повлек за собой поиск смыслов, появилась потребность в определении того, что такое «уральское». Смена парадигмы — с региональной, самосозерцательной, на внешне направленную нашла отражение в формате биеннале — крупного амбициозного международного проекта, сотрудничающего с властями города, области, и с бизнесом. Индустриальность биеннале была определена особенностями региона.  Проект с самого зарождения взаимодействует с действующими промышленными предприятиями и с заброшенными пространствами. Биеннале - не просто выставка, а большая интеллектуальная платформа, перманентно исследующая индустриальность.

Первая индустриальная биеннале ставила вопрос о производительности труда в современном мире, переосмысляла культурные формы индустриальной эпохи и актуализировала производственную составляющую новейших художественных процессов. Кураторы первой биеннале, основной проект которой имел название «Ударники мобильных образов», стремились понять, что современное искусство может сделать для наполовину остановленных советских производств.

Вторая Уральская индустриальная биеннале, отталкиваясь от идей первой, сосредоточила внимание на исследовании возможностей выхода за пределы противопоставления производства и потребления в художественной, культурной и социальной сферах; она исследовала потенциал современного искусства для «присвоения» и преобразования различных невыставочных пространств и создания новых зрительских сообществ, которые могут вступить в сложное взаимодействие с традиционными социальными группами. В основном проекте биеннале «Самое себя глаз никогда не видит» куратор Яра Бубнова поставила важный вопрос об амбициях искусства: насколько оно, претендуя на спасительную роль в обществе, ее выполняет. Цитата из Бродского, давшая название биеннале, говорит, что искусство работает подобно саперу и подготавливает нас к восприятию опасных явлений. Этот разговор был очень уместен на уральской территории, где ценность современного искусства неочевидна. Кураторов также интересовал анализ общественных пространств, используемых не по их первоначальному назначению, «применяемых» в процессе потребления, материального или символического. Третья биеннале перешла от изучения общего индустриального контекста к авторам, поставив вопрос об отношении современного искусства к механизмам мобилизации – важнейшему концепту эпохи модерна – с акцентом на новые инструменты мобилизации. Мобилизация отказалась уходить в прошлое, а весь биеннальный проект стал не только доказательством глобального предчувствия, но и мощным анализом современной ситуации многомерного кризиса. Кураторские концепции обыгрывали замкнутость и клаустрофобичность комнат гостиницы Исеть как некую данность – в проекте Ли Чженьхуа; проблематизировали конфликт между публичностью выставочного пространства и приватностью гостиничных номеров, которые тебе при этом не принадлежат, - в проекте Бильяны Чирич; принимали необходимый антураж для программы арт-резиденций и открывали множество фактов о гостинице, в частности, что биеннале – не первый выставочный проект в Городке чекистов.

Первая биеннале стала вызовом для екатеринбуржцев и показала недостаточную подготовленность публики к восприятию языка современного искусства. Когда началась работа над второй биеннале - появилась задача сделать насыщенным образовательный процесс: провести несколько исследовательских проектов, многочисленные лекции для широкой публики. Квинтэссенцией стал научный симпозиум в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н.Ельцина. Это, несомненно, дало свои результаты. Если после первой биеннале главный вопрос зрителя был «Зачем нам биеннале?», то после второй люди стали думать «Какая биеннале нам нужна?». У них появилась позиция. На третьей биеннале мы вышли на новый уровень разговора с горожанами. Свет окон Исети снова вернул гостиницу как топоним в городскую среду. По признаниям многих зрителей, одним из самых эмоциональных впечатлений от выставок стал вид на город с 9-го этажа гостиницы – такая оптика, которая была недоступна для десятков тысяч горожан вне биеннальной истории. Также мы приблизились к тому, чтобы услышать сегодняшних жителей городка, узнать о возможностях ревитализации этого места и запустить процесс обновления.

Биеннальное движение поддерживает тему продвижения конструктивизма в Екатеринбурге. Первая и вторая биеннале проходили в типографии Уральский рабочий, на заводе Уралмаш и в ЦК Орджоникидзевский.  Главным местом проведения 3-й Уральской индустриальной биеннале стал еще один памятник конструктивизма - гостиница «Исеть» - часть архитектурного ансамбля, официальное название которого «Жилой комбинат НКВД», больше известный как Городок чекистов. Индустриальная специфика Екатеринбурга нашла свое мощное отражение в сфере культуры. Благодаря биеннале город стал постепенно менять свою идентичность с промышленной на культурную и в будущем возможно он получит совсем другой вектор развития.  На данный момент составляется приоритетный список памятников Екатеринбурга для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

 

«Екатеринбургская академия современного искусства – инкубатор менеджеров муниципальной сферы культуры»

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» (институт) (далее - МБОУ ВО ЕАСИ), основанная в соответствии с Постановлением главы Екатеринбурга в 2006 году, – единственный в Уральском регионе аккредитованный муниципальный вуз, выполняющий заказ учредителя на подготовку и переподготовку кадров для сферы культуры. Под руководством профессионалов, работающих в сфере культуры и искусства, студенты академии учатся создавать актуальные проекты и встраивать их в городское культурное пространство.

В настоящее время академия осуществляет подготовку бакалавров в рамках образовательной программы «Искусства и гуманитарные науки» по четырем профилям: «Технологии управления в сфере культуры», «Журналистика в области культуры», «Визуальные коммуникации», «Танец и современная пластическая культура». Обучение также ведется по образовательной программе «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в социально-культурной сфере»). Вуз реализует обучение по очной, заочной и очно-заочной формам.

В стратегической перспективе ЕАСИ позиционируется как признанный в России и за рубежом культурно-образовательный и научный центр. Миссией ЕАСИ является служение интересам Екатеринбурга, обеспечение реализации муниципальной политики через развитие творческого, интеллектуального потенциала города путем консолидации усилий научно-педагогической, управленческой и культурной элиты для подготовки высокопрофессиональных специалистов, владеющих современными технологиями влияния на социокультурные процессы.

Преподаватели Екатеринбургской академии современного искусства по праву могут гордиться своими студентами и проделанной работой – с 2011 года обучающиеся приняли участие в более чем 100 научных, проектных, творческих мероприятиях международного и всероссийского уровня, где неоднократно становились лауреатами, занимали призовые места.

Наиболее яркие из них:

– Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества (Санкт-Петербург, 2013 г.).

– Открытый форум юных дарований в сфере культуры и искусства «АртПоколение Екатеринбург-2014».

– Межвузовская олимпиада по маркетингу (Москва, 2014 г.).

– VI Всероссийский студенческий форум (Москва, 2014 г.).

– Всероссийский студенческий конкурс проектов и социальной рекламы «Принеси пользу – своему городу» (РАНХиГС, Фонд им. Ф. Эберта, Москва, 2013г.

– Биеннале современного искусства MANIFESTA 10 (Санкт-Петербург, 2015).

– Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый взгляд» (Москва, 2014 г.).

– Проекты, организованные Союзом дизайнеров России (Москва, 2012-2015 гг.) и другие.

В период обучения в Екатеринбургской академии современного искусства студенты влияют на формирование культурной среды города, являясь соорганизаторами и волонтерами общегородских событий, таких как:

  • конгресс специалистов Event-индустрии (2013-2015 гг.);
  • Екатеринбургская международная хоровая Ассамблея «EURASIA CANTAT» (2011-2015 гг.);
  • городской фестиваль авторской песни «Август» (2015 г.);
  • фестиваль «Каменный цветок» (2013, 2014 гг.);
  • открытые показы при поддержке Союза писателей и Союза кинематографистов РФ (2013 г.);
  • общегородской музейный проект в рамках празднования Дня города «Русская изба» (2014, 2015 гг.);
  • региональный конкурс танцоров-любителей «Хрустальный башмачок»;
  • ежегодные мультикультурные акции «Ночь музеев» и «Библионочь» (2014-2016 гг.).

Для повышения профессионального мастерства студентов академии организуются встречи с известными российскими журналистами, писателями, архитекторами, музыкантами, режиссерами, в том числе, Уральского региона – Анной Матвеевой, Алексеем Федорченко, Эдуардом Кубенским, Алексеем Фаюстовым, Евгением Горенбургом, Марком Липовецким и другими; проводятся научно-практические стажировки за рубежом.

В научном сообществе Екатеринбурга академия известна своими достижениями в исследовании вопросов, связанных с тематикой «открытого» города и архитектурного образа Екатеринбурга, форм и способов его интерпретации. Это раскрывается в комплексной теме научного исследования академии «Культурные индустрии в пространстве современного Екатеринбурга». Результаты исследований академия представляет на организуемых ею научно-практических мероприятиях разнообразного формата.

Екатеринбургская академия современного искусства является центром социологических исследований в области изучения проблем развития сферы культуры города, оценки эффективности и качества ее деятельности.

Выпускники академии успешно трудоустраиваются специалистами по маркетингу, рекламе, арт-рынку, становятся руководителями инновационных проектов в сфере культуры, а также реализуют себя как арт-критики, дизайнеры рекламной индустрии и IT-менеджеры. На современном этапе деятельности ЕАСИ более 500 выпускников академии стали полноправными и активными работниками учреждений культуры всех форм собственности: от государственных и федеральных до частных. В таких специалистах сфера культуры нуждается и поэтому, безусловно, поддерживает и деятельность ЕАСИ, и ее выпускников.

Реализуемая Екатеринбургской академией современного искусства программа инновационного образования в сфере культуры обеспечивает стратегически важные качественные изменения городской сферы культуры и искусства.

 

 

 

«Муниципальная модель системы художественного образования Екатеринбурга как эффективная технология работы с одаренными детьми»

 

           Культурная политика в области художественного образования муниципального образования «город Екатеринбург» определяется как новыми федеральными документами, так и несколькими важными нормативно-правовыми актами муниципального уровня: Стратегическим планом развития города Екатеринбурга до 2020 года (сегодня актуализируется до 2030 года), стратегической программой «Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства», стратегическим проектом «Екатеринбург – центр современного искусства», ведомственной программой по развитию материально-технического обеспечения учреждений культуры,  Программой «Талантливые дети – талантливый город», нормативными правовыми актами, утверждающими плановые мероприятия по повышению эффективности сферы культуры в муниципальном образовании «город Екатеринбург» («дорожной карты») до 2018 года.

Муниципальная система художественного образования города Екатеринбурга (далее – модель) представлена образовательными организациями всех ступеней: от дошкольного образования (в структуре Гимназии «Арт-Этюд») до высшего профессионального образования в муниципальном учебном заведении «Екатеринбургская академия современного искусства». Образование в сфере культуры и искусства реализуется в 36-и образовательных учреждениях дополнительного образования (музыкальные школы – 14, детские школы искусств – 14, детские хоровые школы – 4, детские художественные школы – 4, детская театральная школа), в Гимназии «Арт-Этюд» и в Высшем учебном профессиональном заведении «Екатеринбургская академия современного искусства». Все учреждения имеют статус муниципальных, сеть образовательных учреждений дополнительного образования сохранена.

            Проблема: необходимость реализации поставленных федеральными, региональными и муниципальными нормативными документами задач, требования инновационного развития системы художественного образования на фоне финансовой и бюджетной оптимизации, активного продвижения технологий повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры, а также их руководителей.

В течение последних десяти лет система художественного образования города претерпела существенные качественные изменения: обрела четкую структуру, определила вектор развития на модернизацию содержания, профессионализацию образования и поддержку одаренных детей. Из стадии сохранения система художественного образования Екатеринбурга поступательно перешла в стадию инновационного развития с точки зрения содержания, имиджа и статуса.

         В 2016 году из бюджета города на реализацию образовательных программ в детских школах искусств выделено 636 млн. 303 тысячи рублей. При подготовке к бюджету 2016 года впервые была применена методика персонифицированного финансирования, актуализированная Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, для детских школ искусств в целом и всех образовательных программ в частности. Для каждой школы определено количество детей, обучающихся по предпрофессиональным и по общеразвивающим программам. Это составило основу для бюджетирования учреждения и каждого конкретного обучающегося с января 2016 года.

Общий контингент обучающихся, получающих дополнительное образование в детских школах искусств Екатеринбурга в 2015-2016 году, составляет 16 204 человека.  10354 обучается на безвозмездной основе. Из них большая часть (67%) переведена на дополнительные предпрофессиональные образовательные программы – 7011 человек, 3343 человека обучается по общеразвивающим программам в области искусств. 168 выпускников ДШИ города обучаются по образовательной программе «Ранняя профессиональная ориентация» (РПО).

Немаловажным источником финансирования системы художественного образования города Екатеринбурга являются внебюджетные средства, которые способствуют поддержанию конкурентной среды каждого учреждения, развитию и обновлению содержания образовательного процесса, укреплению материально-технической базы.

В 2015 году объем внебюджетных средств, которые художественные школы и изобразительные отделения ДШИ целенаправленно и точечно вкладывают в развитие и методическое сопровождение образования с целью реализации предпрофессиональных программ, соответствия федеральным государственным требованиям, составляет 35 млн. рублей (для сравнения - в 2011 году сумма внебюджетных источников составляла 17 млн. рублей, в 2013 году - 27 млн. рублей).  В 2016 году внебюджетное финансирование Детских художественных школ и изобразительных отделений ДШИ составит около 45 млн. рублей.

Работа по привлечению внебюджетных источников - увеличение плана по доходам учреждений, расширение перечня услуг, введение унифицированной формы перечня и тарифов платных услуг с учетом стоимости часа, в том числе с включением расходов на амортизацию имущественного комплекса – все это механизмы повышения эффективности деятельности учреждений.

Комфортные и безопасные условия ведения образовательного процесса – важная задача для системы художественного образования города Екатеринбурга. В последние годы проведена полная техническая инвентаризация объектов детских школ искусств с целью выявления реального состояния учреждений, их материально-технического оборудования и оснащенности.

В соответствии с требованиями комплексной безопасности обеспечены необходимые условия для работы учреждений. Все школы оснащены камерами внешнего и внутреннего видеонаблюдения, системами контроля управления доступом. В детских школах искусств города работает бесплатный WI-FI, в холлах установлены мобильные информационные киоски, имеется 11 выставочных залов. Художественные школы Екатеринбурга оснащены мобильными компьютерными классами, интерактивными досками, проекторами, лицензионными программными продуктами, специальным оборудованием (муфельные печи, офортные станки, гончарные круги, оборудование для батика и гобелена и т.д.).

Муниципальные задания на 2016 год и плановый период будут установлены детским школам искусств только на те виды услуг и работ, которые входят в утвержденные на федеральном уровне базовые (отраслевые) перечни, и будут сформированы в электронном виде в информационной системе Министерства финансов РФ «Электронный бюджет»

Внедрен и находится на контроле Административный регламент предоставления услуги по зачислению в муниципальные учреждения дополнительного образования в области искусств.

          Развитие кадрового потенциала системы художественного образования города – важное и всегда актуальное направление деятельности. На сегодняшний день, уровень квалификации и профессионализма преподавателей и руководителей школ искусств достаточен для реализации предпрофессиональных программ и новых образовательных направлений. Уже несколько лет школами Екатеринбурга реализуются такие современные образовательные направления как театр, дизайн, компьютерная графика, архитектура, современный танец, музыкально-компьютерные технологии, современная цифровая музыка.

Количество аттестованных педагогов составляет 100 % от общего числа (не считая молодых педагогов), из них на высшую и первую категорию аттестовано 85 % педагогов школ искусств.

Ежегодно не менее 60% преподавателей школ искусств обучается на курсах повышения квалификации, семинарах, мастер-классах. В 2015 году прошли обучение более 700 педагогических и руководящих работников детских школ искусств.

Повышению престижа профессии преподавателя способствует ежегодное присуждение денежной премии Администрации города педагогическим работникам сферы культуры и искусства «Во славу Екатеринбурга». Система художественного образования города стала привлекательной для молодых специалистов. За последние три года более 100 молодых специалистов пришли работать в сферу.

Одним из механизмов развития системы художественного образования города Екатеринбурга в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей является межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов и, в том числе, организация сетевого взаимодействия организаций различного типа и ведомственной принадлежности.

Детские школы искусств города имеют достаточный опыт интегрирования ресурсов в городское социокультурное пространство, активно взаимодействуют с дошкольными и общеобразовательными учреждениями города, культурно-досуговыми центрами, театрами, музеями, высшими учебными заведениями в рамках совместных творческих проектов, летних творческих школ, научно-практических конференций и ярмарок учебно-методического обеспечения, проведения Форума юных дарований сфере культур и искусства «АртПоколение – Екатеринбург». Ежегодно в рамках Форума, который представляет собой систему общегородских и конкурсно-фестивальных мероприятий, около 200 тысяч горожан, в том числе более 100 тысяч школьников становятся зрителями мероприятий Форума, абонентом системы художественного образования «Открой для себя мир искусства!», «Брависсимо!», «Разноцветная палитра».

Мероприятия реализуются на самых лучших концертных площадках города с участием всех учреждений муниципальной сферы культуры и искусства, предоставляя возможность жителям города познакомиться с возможностями и потенциалом системы. 

Взаимодействие с общеобразовательными учреждениями активно происходит через организацию летних творческих школ, профильных отрядов на базах городских лагерей с дневным пребыванием в рамках оздоровительной кампании.  Более 1200 обучающихся ДШИ ежегодно активно продолжают образовательную и творческую практику в летний период, из них более 300 – это дети – художники.

Спрос на подобные услуги у горожан очень высок, а качество предоставляемых услуг вполне позволяет организовывать творческие школы, творческие группы, искать новые формы и направления организации оздоровления, отдыха и досуга для многих желающих не только в летний период, но и в каникулярные периоды учебного года

Актуальными для муниципальной системы художественного образования города Екатеринбурга являются механизмы контроля деятельности детских школ искусств.

              Управлением культуры осуществляется контроль за выполнением «Дорожной карты», муниципального задания, продолжает эффективно работать система формирования рейтинга учреждений по итогам учебного года с определением статуса школ по группам, финансового рейтинга эффективности деятельности учреждений.

Кроме того, при Управлении культуры работает Общественный совет для оценки качества предоставления услуг, в том числе и образовательных.  В сентябре 2015 года Общественным советом подведены первые итоги.

Участие общественности, экспертного и профессионального сообщества в независимой оценке качества услуг – все это говорит об открытом общественном управлении муниципальной системой художественного образования города Екатеринбурга.

          Развитию инфраструктуры системы художественного образования города способствует деятельность 12 городских ресурсных центров (ГРЦ), которые на протяжении 5 лет обеспечивают методическую поддержку и развитие приоритетных направлений ДШИ и системы.  Девятый год функционирует Екатеринбургский методический совет детских школ искусств, состоящий из 29 городских методических секций, в том числе секция по компьютерной графике, секция художников и искусствоведов.

             В целях профессиональной ориентации учащихся, создания условий для их раннего самоопределения и получения профессионального образования в сфере культуры и искусства в течение 8 лет в рамках системы реализуется образовательная программа «Ранняя профессиональная ориентация» (РПО). Общее количество выпускников программы составило 857 человек.  Около 70 % выпускников программы продолжили свое обучение в средних и высших учебных заведениях сферы культуры и искусства.

          Таким образом, в городе Екатеринбурге создана собственная организационно-содержательная модель деятельности городских ресурсных центров,  которая имеет ярко выраженные результаты и достижения.

 Опыт Екатеринбурга неоднократно презентовался в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Краснодаре, Карелии, Ижевске; активное взаимодействие ведется с руководителями детских школ искусств Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Ханты-Мансийского округа, Казахстана. Продолжается творческое сотрудничество учащихся и педагогов Германии, Австрии, Болгарии.

Екатеринбург неоднократно становился местом обсуждения самых насущных и острых проблем художественного образования России. Десятки экспертов, профессионалов приняли участие в восьми ежегодных научно-практических конференциях, решения которых легли в основу федеральных документов, предопределивших развитие художественного образования детей на ближайшие годы. 

          Успешное функционирование системы художественного образования города Екатеринбурга подтверждается убедительными победами на Всероссийских конкурсах «50 лучших детских школ искусств России», «Лучший преподаватель ДШИ России», «Молодые дарования России» в рамках мега-проекта Министерства культуры РФ «Одаренные дети и молодежь» в 2014 и 2015 годах; 3 школы, 4 преподавателя и 3-е учащихся стали победителями вышеуказанных престижных конкурсов.

   Социально-ориентированная деятельность – это особая миссия работников культуры, так как все более пристального внимания требует деятельность, направленная на поддержку детей, которые нуждаются в дополнительном внимании государства и общества.  Это особо актуально в сегодняшнее непростое для всех время и созвучно с идеями Концепции развития дополнительного образования детей в РФ.

В детских школах искусств города добровольческая, благотворительная, волонтерская деятельность представлена различными формами, имеются успешные и действенные социальные проекты. Для муниципальной модели системы художественного образования эта работа – одно из приоритетных направлений на ближайшее время.

Задача детских школ искусств – взращивание особого слоя общества – элиты и культурной интеллигенции, способной в будущем выполнить не только государственные задачи, но и уникальную социальную миссию – передать национальный культурный код будущим поколениям нашей страны.