Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

В основе проекта представлена муниципальная программа как эффективный и системный механизм развития гражданского общества в городе Сургуте, который позволяет реализовать  комплексный подход, предусматривающий взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения, создание условий для расширения доступа населения к информации о деятельности органов местного  самоуправления и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. Важным показателем признания результативности проекта стал тот факт, что впервые, в стратегическом документе социально-экономического развития города Сургута до 2030 г.[1]в числе 4-х стратегических направлений появилось «Гражданское общество» с тремя векторами развития: «Самоуправление». «Безопасность», «Коммуникации». Муниципальная программа «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014-2030 годы» включена в перечень муниципальных программ, в рамках которых реализуются мероприятия отдельных векторов Стратегии 2030.

Проблема – отсутствие единого программного документа, предусматривающего комплексный подход к обеспечению развития гражданского общества в муниципальном образовании городской округ город Сургут.

Цель практики: сформировать программный документ, обеспечивающий преемственность достигнутых результатов взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с некоммерческим сектором и направленный на развитие гражданского общества в городе Сургуте.

Период реализации: Формирование практики организовано с 2014 г., запланировано к исполнению до 2030 г.

Механизм реализации практики. До 01.01.2014 в городе Сургуте функционировала долгосрочная целевая программа «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012 – 2014 годы», в рамках которой осуществлялось  ресурсное обеспечение территориального общественного самоуправления (ТОС). По итогам ее реализации удалось повысить информированность населения о деятельности ТОС, создать  ТОС в новых микрорайонах города, повысить образовательный уровень активистов посредством проведения обучающих семинаров, реализовать переход к новой форме поддержки ТОС – посредством предоставления субсидий на осуществление своей деятельности.

С учетом достигнутых результатов и приобретенного опыта, в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы»[2],  была разработана аналогичная муниципальная  программа[3].

Реализация программы обеспечивается системой сотрудничества Администрации города, муниципальных учреждений и других заинтересованных лиц. Администратором программы назначено муниципальное учреждение «Наш город», чья уставная деятельность направлена на организацию комплексной работы с населением с целью поддержки общественных инициатив, повышения активности и самоорганизации граждан в решении вопросов местного значения.

Структура Программы представлена тремя подпрограммами:

– «Взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения»;

– «Создание условий для расширения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления»;

– «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций».

Комплекс мероприятий подпрограммы I можно условно разделить на три направления, первый ориентирован на привлечение граждан к участию в решении городских проблем, повышение уровня их правовой грамотности, создание условий для самоорганизации по месту жительства. Изучение и анализ общественного мнения населения города Сургута посредством социологических исследований является решением комплекса задач по установлению обратной связи между властью и населением, информационно-аналитическому обеспечению принятия руководством города управленческих решений с учётом мнения населения, постоянному отслеживанию реакции жителей на такие актуальные в настоящее время направления деятельности, как планомерная борьба с коррупцией, противодействие политическому и национально-религиозному экстремизму, анализ степени удовлетворённости населения работой органов местного самоуправления. Реализация мероприятий в третьем направлении позволяет усовершенствовать организационные, финансово-экономические, материально-технические условия развития ТОС в г. Сургуте.

Особое место в процессе формирования гражданского общества принадлежит средствам массовой информации. В рамках подпрограммы II запланирована работа по информированию горожан по наиболее важным и актуальным вопросам путем издания газеты «Сургутские ведомости», организации пресс-конференций, брифингов, распространения пресс-релизов для СМИ и блогеров, развития сферы социальной рекламы в Сургуте, поддержки издательской деятельности и блогосферы. Все это в комплексе позволит увеличить доступность и качество получаемой жителями города информации о деятельности власти.

Некоммерческие организации (НКО) выполняют роль посредника между органами власти и населением, при их помощи органы управления  получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют последствия принятых решений. В рамках программы предусматривается:

– совершенствование системы взаимодействия между ОМС и НКО;

– обучение и повышение профессиональных компетенций активистов НКО, участвующих в решении социально значимых проблем населения;

– осуществление поддержки инициатив и проектов НКО.

Краткие результаты реализации практики

За два года реализации муниципальной программы можно говорить о ее безусловной результативности и эффективности. Так, по итогам ежегодного мониторинга о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ в городе Сургуте, зафиксирован высокий уровень достижения экономической эффективности и выполнения мероприятий по рассматриваемой программе. При этом отмечается положительная динамика оценок: при ранжировании муниципальных программ по результатам итоговой расчетной оценки эффективности реализации за 2015 г., программа по развитию гражданского общества заняла в рейтинге 16-е место из 31 (по итогам 2014 г. – 17-е место).

Среди отдельных программных достижений можно назвать: создание 96 советов многоквартирных домов; ежегодное проведение 13 социологических исследований по актуальным вопросам; ежегодное проведение конкурса социальной рекламы, городского конкурса «Лучший совет ТОС»[4],осуществление финансовой поддержки 32 НКО, в том числе 14 ТОС; оказание имущественной поддержки в виде предоставления муниципальных помещений на безвозмездной основе 28 НКО, 18 ТОС предоставляются рабочие места в муниципальных помещениях. В качестве информационной поддержки готовятся отзывы органа местного самоуправления на проекты, реализуемые некоммерческими организациями на территории города, на официальном интернет-сайте Администрации города размещаются данные о некоммерческих организациях, анонсы и пресс-релизы, информация о конкурсах для некоммерческих организаций. Более подробная информация размещена в таблице 1.

В части работы средств массовой информации важно отметить достаточно высокий уровень удовлетворенности населения доступностью и качеством получаемой информации о деятельности органов местного самоуправления в СМИ: 70 процентов – в 2014 г., 77 процентов – в 2015 г., что свидетельствует об эффективном функционировании СМИ в городе Сургуте.

Эффективная работа по реализации Программы позволила на втором году работы обеспечить достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. В частности, при сокращении объемов финансирования для субсидирования ТОС, количество социально-значимых проектов сохранилось в установленных пределах, при этом возросло количество граждан, охваченных работой ТОС, и количество проводимых мероприятий в рамках данных проектов (таблица 2). Наконец, качественно меняется содержательная сторона мероприятий ТОС: с нынешнего года за счет средств субсидий ТОС устанавливают на территориях города спортивные сооружения (WorkOut) – в 2015 г. установлено 7 спортивных комплексов, в 2016 г. запланировано 13 (таблица 3).

В дополнение к достигнутым программным показателям, по итогам реализации вектора «Самоуправление» Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 г. (Стратегия 2030) посредством муниципальной программы, было отмечено, что органами местного самоуправления созданы условия для участия граждан в управлении городом. С целью координации деятельности по реализации вектора «Самоуправление» распоряжением Администрации города от 29.02.2016 № 309 создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Администрации, депутаты Думы, активные жители города.

 

Акимова Марина Николаевна, заместитель директора МКУ «Наш город»

 

[1]Решение Думы г. Сургута от 08.06.15 № 718-VДГ \"О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года\"

[2]Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 09.10.13 № 412-п \"О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры \"Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы» (с последующими изменениями)

[3] Постановление Администрации города Сургута от 12.12.2013 № 8954 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014-2030 годы» (с последующими изменениями)

[4]Постановление Администрации г. Сургута от 01.04.2014 № 2082  \"О проведении городского конкурса «Лучший совет ТОС» (с последующими изменениями)