Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Тематика: Успешные и передовые технологии для разработки и реализации муниципальных стратегий. Опыт привлечения и участия основных «стейкхолдеров»: бизнес-сообщества, общественных организаций, политических партий, активного населения города в разработке и реализации муниципальной стратегии.

Краткая аннотация практики. Основная идея практики – создание посредством организации коммуникативных каналов между участниками стратегического планирования условий для реализации инициативных стратегических проектов. Новизна заключается в разработке организационных механизмов рождения стратегических инициатив, их выявления, насыщения ресурсами для реализации, консолидации локальных инициатив, направленных на решение точечных проблем, в крупные стратегические проекты.

Постановка проблемы. Актуальность внедрения практики обусловлена принципом вовлеченности местных сообществ в процесс стратегирования, а также ролью стратегического направления «дополнительное образование» в стратегии, которая предполагает формирование у горожан компетенций активного продвижения к будущему через инициативную деятельность по всем стратегическим направлениям общегородского развития.

Проблемы в реализации целевых стратегических установок по направлению «дополнительное образование»:

– отсутствие представлений о связи традиционных образовательных и воспитательных задач с задачами городского стратегического развития

– наличие большого числа локальных инициатив, способных задействовать только имеющиеся ограниченные ресурсы образовательных учреждений;

– отсутствие механизмов привлечения дополнительных внебюджетных источников для реализации стратегических инициатив.

Период реализации практики: 2014- 2016 гг.

Цель практики: создание единого коммуникационного пространства по стратегическому направлению «дополнительное образование», объединяющего образовательные учреждения, профессиональные и бизнес сообщества, органы публичной власти для разработки инициативных образовательных проектов, насыщения ресурсами за счет  их консолидации.

Задачи практики:

– разработка и внедрение механизмов взаимодействия авторов образовательных инициатив с участниками стратегического планирования на предмет определения стратегической направленности проектов, привлечения дополнительных источников для их реализации;

– разработка технологий встраивания образовательных инициатив в проекты реализации целевых установок по всем направлениям стратегии комплексного развития Самары;

– создание организационных условий для трансформации локальных инициатив в консолидированные проекты, способные комплексно охватить целевые установки реализации стратегии.

Механизм реализации практики.

  1. Разработка нормативной базы работы с инициативными стратегическими проектами.

Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования городского округа Самара» на 2015-2019 гг. В качестве одной из задач этой программы было внедрение в образовательный процесс программ дополнительного образования в соответствии с программно-проектными установками стратегии комплексного развития Самары. Объем финансирования в рамках муниципальной программы за  2014-2015 гг. составил 10 450 тыс. руб. Механизмом реализации программы стали инициативные образовательные проекты, представляющие комплекс взаимосвязанных мероприятий по разработке, апробации и распространению образовательных программ стратегической направленности.

Для отбора стратегических проектов и включения их в муниципальную программу Департамент образования городского округа Самара в 2015 г. принял Положение о городском конкурсе проектных инициатив в рамках реализации стратегии комплексного развития городского округа Самара до 2025 г.

  1. Формирование инфраструктуры работы со стратегическими инициативами.

Образовательные учреждения, на базе которых реализовывались стратегические инициативы, получили статус проектных площадок. Они реализуют  функции отработки механизмов освоения новых образовательных программ, трансляции опыта в педагогической среде, создания инфраструктуры продвижения приобретенных компетенций в профессиональную среду, ежегодно организуют на базе семи детских образовательно-оздоровительных центров летние профильные смены.

Координатором процесса стратегического проектирования стало МБОУ ДПО «Центр развития образования городского округа Самара» (ЦРО), на базе которого  была создана коммуникационная площадка для авторов стратегических инициатив. В сферу деятельности ЦРО входило создание условий для выявления инициатив, отбора проектных площадок, организации коммуникаций по консолидации стратегических инициатив в крупные образовательные проекты, мониторинг.

Консультационное сопровождение проектных площадок, экспертиза инициатив на предмет их стратегичности и реализуемости осуществлялись на инициативной основе общественно-муниципальным комитетом (ОМК) –  органом стратегического управления, созданным по направлению «Дополнительное образование», который включал представителей Администрации городского округа Самара, профессиональных сообществ, общественных организаций, предпринимателей.

  1. Формирование коммуникационного пространства стратегических инициатив (ежегодные конкурсы, форумы, фестивали образовательных инициатив, Wiki-среда). Мероприятия финансировались за счет средств муниципальных образовательных учреждений, а также с помощью внешних партнеров в виде кадровых, интеллектуальных, материальных ресурсов.

Конкурсы образовательных инициатив стали запускающим механизмом, позволившим выявить наиболее перспективные с точки зрения стратегических установок проекты. Критерии отбора проектных инициатив: инициативность, механизмы привлечения дополнительных источников для реализации, возможности для консолидации, кумулятивный эффект.

Фестивали образовательных инициатив представляли собой информационные площадки для демонстрации инициатив с целью привлечения дополнительных источников реализации проектов, насыщения инициативного пространства информацией о потребностях авторов инициатив во взаимодействии, о готовности стратегических партнеров присоединиться к реализации проекта. Форумы позволили информационно связать образовательные проекты и проектную деятельность по другим стратегическим направлениям.

Фестиваль «Мозаика инициатив» предполагал проведение мероприятий, направленных на разработку на базе локальных инициатив консолидированных проектов. На нем выстраивалось пространство коммуникаций, позволяющее авторам проектных инициатив самостоятельно выявить возможность объединения своих предложений, ресурсов в консолидированные стратегические проекты.

Описание целевой аудитории проекта. Целевой аудиторией реализации практики стал педагоги системы дополнительного образования детей и подростков, являющиеся авторами стратегических инициатив, представители профессиональных и бизнес сообществ, общественных объединений. Социальный статус целевой аудитории определялся активной позицией в отношении разработки стратегии и готовностью инициировать стратегические проекты и принимать участие в их реализации по стратегическому направлению «Дополнительное образование».

Результаты реализации практики.

  1. Количественные результаты. Реализовано более 100 проектных инициатив по стратегическому направлению «Дополнительное образование». Доля покрытия стратегического дерева целей за счет реализованных проектов на сегодняшний день составляет 74 процента. Около 60 инициатив было преобразовано в три консолидированных стратегических проекта, объединяющих ресурсы нескольких образовательных учреждений.

К реализации проектов были привлечены  8 стратегических партнеров - представителей бизнеса, 17 общественных организаций, 20 ученых-экспертов из числа участников разработки стратегии Самары по различным стратегическим направлениям, 6 вузов, различные СМИ.

  1. Качественные результаты:

– консолидация локальных образовательных инициатив в крупные масштабные стратегические проекты, позволяющие более эффективно перераспределять ограниченные бюджетные ресурсы;

– включение образовательных инициатив в интегрированные стратегические проекты проектов других стратегических направлений (туризм, градоэкология, инновации, пространство);

– изменение подходов к организации системы дополнительного образования, настройка на реализацию ключевых установок стратегического развития города;

– формирование у педагогов компетенций по разработке и продвижению инициативных стратегических проектов.