Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Культурная самобытность и идентичность российских городов

Согревают сердца эти встречи

 

Мы живы тем, что корень наш глубок,
А бывший ствол раскидист и высок.
Я – ветка в кроне рода моего.
Веками наше связано родство…

 

Стихотворение башкирского поэта Равиля Бикбаева посвящено шежере – генеалогической записи башкирских племен.

Действительно, башкирские шежере  – это не что иное, как генеалогическая запись племен и родов, сродни русским летописям и родословным. Сегодня интерес к ним необычайно высок, ведь шежере дают возможность проследить историю своих предков. А это очень интересно! В старину у всех народов было принято знать своих пращуров до седьмого колена, поскольку именно эта память, как давно заметили многомудрые старики, способна дать человеку ощущение надежности своих корней, ощущение привязанности к родине.

      Шежере носит энциклопедический характер, описывает быт, нравы башкирского народа, вплоть до произведений народного творчества, литературных памятников. А сколько современных произведений посвящено этой летописи.

     Народный праздник «Шежере байрамы» («Праздник родословной») проводится в целях возрождения национальных традиций, обычаев башкирского народа, привлечения интереса населения к изучению своей родословной, истории родного края во всех населенных пунктах муниципальных районов и в городских округах Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 года № 121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан».

      В районе ведется большая работа по возрождению и развитию национальной культуры и духовной жизни сельчан. Стало доброй традицией  проведение  праздников  «Шежере байрамы». Подготовка к этому празднику ведется задолго до его проведения. Культработники и библиотекари ведут большую работу по сбору, обработке и оформлению материалов. Ведутся работы по созданию в некоторых сельских Домах культуры, сельских клубах  и библиотеках музейных уголков предметов старинного башкирского быта.

      В ходе праздников «Шежере байрамы» организовываются  различные  конкурсы: на лучшее генеалогическое дерево, его презентацию, на лучшую юрту, на самый красивый стол и лучшее блюдо национальной кухни. Украшением праздников являются выставки народного декоративно- прикладного искусства.

      С целью популяризации народного творчества районный Отдел культуры принял решение о проведении в ежегодном активном клубном сезоне  районного смотра-конкурса по отдельным жанрам башкирского фольклора (бытовой танец, исполнение кубаиров, мунажатов, игра на инструментах и т.д.).

      По сей день у башкир бытует мнение, что каждый непременно должен знать историю своего народа, свою родословную.

      Ярким примером проявления истинного интереса народа к своей родословной стало проведение праздников «Шежере байрамы» в селах и деревнях нашего района. Например, в  Верхнем Биккузино, Давлетша, Каскиново, Альмясово, Нижнем Сазово, Алимгулово, Султангулово, Бикешево, Саиткулово, Алимгулово, Тукатово, Багдашкино и др. И везде он имел свои особенности, свой колорит. С любовью выполненные родословные ярко демонстрировали семейную крепость, гордость своими предкаит, связь поколений. В какой-то мере было неожиданным, что интерес к прошлому своего рода, своей семьи, казалось бы, частный, вызвал чувство единения, сопереживания односельчан. Людям по душе пришелся этот праздник «малой родины». Он сразу стал связующим звеном не только между младшим и старшим поколениями, но и представителями разных народов. Этот праздник послужит сохранению народных традиций и приемственности поколений.

      В подготовке и проведении праздника активное участие принимали учителя, работники клубов и библиотек. Оформили на местах выставки, плакаты, альбомы.

      В Каскиново родословную составили представители одной фамилии -Ибрагимовы,  в Давлетша- четыре: Иксановы, Хуснуллины, Тухватуллины, Хусаиновы. В Султангулово свое родовое дерево представили Кутлугужины, Явгильдины и Усмановы.      

      В Алимгулово в празднике шежере участвовали Мухаметшины, Бикбовы, Узянбаевы, Альмухаметовы, Булгаировы, Каримовы, Ялгашбаевы, Байгильдины, Акбулатовы, Салиховы, Ядгаровы, Шамигуловы. В каждой из деревень по- своему своеобразно прошел этот праздник. В Алимгулово, например, выставив всевозможные угощения, гостей встречали у каждого двора. То, что явил людям праздник, это лишь итог большой работы. Прежде всего -  работы души. Генеалогические деревья, «выросшие» у дворов, собирали по веточке, по листочку, а старинные утвари - по крупице.

       В Альмясово представители трех родов (Кильчинбаевы, Килинбаевы, Аитовы)  на поляне у села  поставили свои юрты. Здесь разыгралось яркое театрализованное действо, начавшееся с башкирского обряда встречи гостей и завершившееся концертом. Как всегда привлекло к себе внимание башкирское подворье.

      Юрты везде были красочно оформлены народными рукоделиями и обставлены национальными блюдами, а их убранства - это настоящий старинный музей. Оказывается, сколько реликвий сохранено у наших бабушек и дедушек. Это же прекрасно. На празднике показывали  народные традиции и обряды башкир, например «Аулак ?й», «Килен т?ш?р??» (Альмяс, Алимгул), сценки, связанные с историей деревни (Нижнее Сазово,  Верхнее Биккузино).

      Душевная обстановка праздника, которую мы почувствовали в Нижнем Сазово, очень сильно подействовала  на многих. Аксакалы этой деревни утверждают, что этот праздник нужен не столько им, пожилым (они и так хорошо знакомы меж собой), а в первую очередь молодым. Чтобы осознали и гордились своим единством, если надо помогали и поддерживали друг друга.

     Своеобразным украшением праздника  стало представление родовых флагов Мусиных, Валитовых, Искандаровых. Каждому представителю рода соответственно роздана нагрудная ленточка одного цвета с флагом - голубая, белая и зеленая. В  Биккузино каждый род (Фаткуллины, Айдарбековы, Мунасиповы) имел свою отличительную эмблему.

      Все представленные шежере можно условно разделить на три вида: очень подробные, с деяниями, заслугами, отдельными историческими моментами. Были весьма подробные генеалогические описания с фрагментами географии - кто из какого села или деревни, с пометками и уточнениями. Были и простые шежере - только имена. Так что многие историю своих родов помнят и гордятся ею. Ведь единственной мерой времени является память. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.

      В день праздника проводились народные игры. При встрече гостей исполнялись народные песни, играли на народных инструментах, показывали свое мастерство народные умельцы.

    Такие события очень важны со многих точек зрения. В первую очередь - в плане воспитания молодежи. Зная историю, перенимая бесценный опыт предыдущих поколений, молодые люди получают ни с чем не сравнимый урок. Традиции предков - самый настоящий клад, который требует  к себе крайне бережного отношения. И очень хорошо. Там, где прошли эти праздники работники клубов и библиотек составляют  для себя альбомы с отражением фамилий, представивших свои родословные, историю своей деревни, оформляют фотостенды. Этот наглядный материал активно используется и в дальнейшем для проведения многих семейных мероприятий у себя, и как методический материал  тем, кто будет проводить «Шежере байрамы» в своих селах.

      Отрадно, что тема родословной волнует и русскоязычные деревни. Успешно прошел праздник родословной в д. Хлебодаровка. Инициатором и организатором этого праздника стал выходец из этой дерени, ныне проживающий в г. Мелеуз Виктор Михайлович Чадин. Свои генологические древа представили семьи Никитиных, Чадиных, Гуськовых. Также он организовал и провел праздник «130 лет роду Чадиных», на который собрались родственники не только из Башкортостана, но и живущие за его пределами.

      Проведение праздников родословных помогает сохранить этническую самобытность и культурные традиции всех народов, представители которых вот уже несколько веков живут в дружбе и согласии на территории Башкортостана. Такие праздники, как Шежере байрамы, объединяют людей разных национальностей, вероисповеданий и поколений, способствуют укреплению мира и дружбы.

     Среди множества целей и задач проведения таких праздников главное-сохранить народные традиции и обычаи, знать свои корни и чтить память предков.

      Праздник «Шежере байрамы» - это праздник не одного дня. Да и название «праздник» дано только из- за того, что приглашаются гости со стороны. По сути, это начало восстановления истории края, деревни.    

      Где бы он не проходил, везде можно отметить гостеприимство жителей деревень. По правде говоря, о гостеприимстве башкир, как отличительном свойстве их национальной души, писали еще древние путешественники, русские ученые  и писатели XVIII-  XIX вв. Например, известный русский ученый конца XIX в. И. Лепехин считал гостеприимство одной из приятных черт башкир. Сами же башкиры объясняли свое гостеприимство следующим образом. Когда был создан мир, собрал Бог гонцов от всех народов и раздал им по пять самых разных праздников. По пути домой у башкира сломалась телега, и он отдал их другим, чтобы не оставить на дороге. Невесело было жить башкирам без праздников, и они снова отправили к Богу гонца. «Кончились у меня праздники,- ответил Бог.- Если они вам очень нужны, приглашайте гостей. Каждый из них принесет с собой праздник». С тех пор приглашение в гости у башкир стало обычаем. Пришел гость - значит пришел в дом праздник.

     Содержательность и самобытность, массовость и актуальность, щедрость и скромность, духовность и мудрость - вот совокупность характеристик этих праздников.