Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

2
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Эффективные для муниципалитетов решения в современной экономической ситуации

Программное бюджетное планирование как финансовая и бюджетная оптимизация

 

Одним из основных инструментов повышения эффективности расходов бюджета является внедрение программного метода формирования бюджета. В Нижнем Новгороде сформирована правовая база, регулирующая разработку, утверждение и применение муниципальных программ в процессе управления бюджетными средствами:

- План мероприятий по разработке муниципальных программ города Нижнего Новгорода (утв. постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 13.03.2014 г. № 796, в ред. постановления от 16.06.2014г. № 2157);

- Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода (утв. постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014г. №1228, в ред. постановления от 05.12.2014 № 5059 );

- Перечень муниципальных программ города Нижнего Новгорода (утв. постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.07.2014г. № 2542 в ред. постановления от 08.04.2015г. № 611).

Планом мероприятий по разработке муниципальных программ был определен четкий алгоритм действий, исполнители и сроки выполнения.

При формировании порядка и методологии разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ учитывалась действующая правовая база федерального и регионального уровня по данному вопросу. Был также проанализирован имеющийся опыт других муниципалитетов. В результате была разработана структура муниципальных программ, оптимальная для города:

- первый уровень — муниципальная программа и цели программы;

- второй уровень (при необходимости) — подпрограммы, направленные на решение конкретных задач муниципальной программы;

- третий уровень — основные мероприятия в составе подпрограмм.

В основу Перечня муниципальных программ был заложен перечень вопросов местного значения городского округа, установленный ФЗ-131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в увязке со стратегическими целями развития города. Данный документ определяет не только направления реализации программ (их наименования), но ответственных за их разработку и реализацию исполнителей и соисполнителей, а также решает вопросы межведомственного взаимодействия для реализации конкретных целей и задач.

В соответствии с утвержденным Перечнем разработаны и утверждены 22 муниципальные программы нового формата, которые начали действовать на территории города с 2015 года. Программы охватывают вопросы развития образования, культуры, спорта, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, адресную поддержку отдельных категорий граждан, вопросы развития ЖКХ, энергосбережения, благоустройства, вопросы безопасности, дорожное хозяйство, молодежную политику и другие. В результате расходная часть бюджета города Нижнего Новгорода на 2015 год почти на 90% сформирована в программном виде.

Чтобы обеспечить эффективное управление реализацией муниципальных программ за каждой отдельной программой закреплен ответственный исполнитель и состав соисполнителей, по каждой программе разработаны планы реализации в форме календарных графиков, определен механизм мониторинга программ, прорабатываются подходы к автоматизации всех процессов работы с муниципальными программами нового формата.

Кроме того, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ разработана унифицированная интегральная методика оценки эффективности муниципальных программ, которая базируется на применении математических моделей и исключает субъективный подход. Основу методики составляют шесть критериев оценки:

- степень достижения целей и решения задач муниципальной программы;

- степень соответствия запланированному уровню расходов;

- степень выполнения программных мероприятий;

- полнота и своевременность корректировки муниципальной программы ответственным исполнителем;

- качество и полнота представляемого ответственным исполнителем отчета о реализации муниципальной программы.

Оценка будет проводиться ежегодно. По ее результатам может быть принято решение о корректировке муниципальной программы, что позволит быстро реагировать на невыполнение каких-то факторов.

Горизонты планирования будут расширяться. В соответствие с ФЗ-172 от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации» началась работа по выстраиванию системы долгосрочного стратегического планирования социально-экономического развития города. Постановлением администрации Нижнего Новгорода от 05.12.2014 №5056 утвержден План подготовки документов стратегического планирования. Данные документы должны будут, в том числе, обеспечить взаимосвязь между стратегическими приоритетами развития города и бюджетным процессом.

 

  1. Инвестиционный паспорт города Нижнего Новгорода

В целях создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования инвестиционной деятельности разработан Инвестиционный паспорт Нижнего Новгорода, основная цель которого - продвижение инвестиционного потенциала города и привлечение новых инвесторов. Ранее подобного документа у Нижнего Новгорода не было.

Инвестиционный паспорт – это информационно-аналитический документ, представляющий потенциальным инвесторам необходимую информацию о городе и возможностях, использование которых позволит наиболее эффективно вложить инвестиции, реализовать инвестиционные проекты.

В ходе разработки Инвестиционного паспорта учитывалось мнение предпринимательского сообщества, проводились консультации с предприятиями и организациями, использовались статистические данные о социально-экономическом развитии Нижнего Новгорода. Проект инвестиционного паспорта рассматривался на Совете директоров города при Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей.

Инвестиционный паспорт включает информацию о состоянии экономики, промышленности и потребительского рынка города, о развитии международных связей и туризма. Особое место занимают разделы, посвященные вопросам инвестиционной политики, развития инвестиционной деятельности на территории Нижнего Новгорода. В состав документа вошли реестр инвестиционных площадок, перечень инвестиционных проектов, нуждающихся в соинвестировании. Так реестр инвестиционных площадок города в настоящее время включает 226 объектов, находящихся в частной собственности, а также 246 объектов, включенных в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества. Это здания, помещения, объекты инфраструктуры, земельные участки.

Инвестиционный паспорт переведен на английский язык. Проводится работа по его размещению на русскоязычных и англоязычных сайтах в сети Интернет. Он размещен на официальном сайте администрации Нижнего Новгорода, Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, Объединения работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей», Международной Ассамблеи столиц и крупных городов, Ассоциации городов Поволжья, Организации международного сообщества Нижнего Новгорода (ICANN). Кроме того, русскоязычная и англоязычная версии Инвестиционного паспорта города высланы для ознакомления и размещения на сайтах в почетные консульства иностранных государств в городе Нижнем Новгороде и в города-побратимы Нижнего Новгорода.

Содержащаяся в Инвестиционном паспорте информация периодически актуализируется.