Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Модернизация системы ЖКХ и взаимодействие органов местного самоуправления с управляющими организациями

Реконструкция очистных сооружений города Липецка за счет кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

 

 

Обеспечение стратегического развития и модернизации очистных сооружений города путем привлечения заемных средств и снижения нагрузки на тарифную составляющую за счет долгосрочного периода кредитования. Предоставление бюджетной муниципальной гарантии для поддержки проекта и возможности финансирования предприятия в случае необходимости путем осуществления платежей по кредиту. 

 

Очистные сооружения эксплуатируются Муниципальным унитарным предприятием «Липецкая станция аэрации» (МУП «ЛиСА»). Предприятие осуществляет регулируемый вид деятельности – очистку сточных вод. Доходная часть бюджета предприятия формируется за счет оплаты услуг по утвержденному тарифу, размер которого не соответствует реальным затратам на очистку одного кубического метра сточной воды.

Планирование эксплуатационной деятельности предприятий отрасли водоснабжения и водоотведения происходит экономически необоснованно из-за ограничений по росту платежа граждан за коммунальные услуги. При этом закупки оборудования, реагентов, расходных материалов, электроэнергии осуществляются на конкурентном рынке по свободным ценам.

Таким образом, ресурсов едва хватает для финансирования текущей хозяйственной деятельности. Доходы от очистки сточных вод направляются на поддержание рабочего состояния изношенных мощностей. Износ основных фондов (52–58%), а также более чем 30-процентная перегрузка по ее производительности не позволяют обеспечивать нормативное качество очищенной воды, которое превышает действующие нормативы по основным показателям (взвеси, БПК, азот, фосфор, нитриты) в 3–15 раз. Природоохранное законодательство предусматривает к нарушителям экологические платежи и штрафы, соизмеримые с затратами на реконструкцию. Не представляется возможным полностью финансировать реконструкцию за счет средств городского бюджета. Утверждение же инвестиционной программы предприятия и включение затрат на реконструкцию в тариф по водоотведению (в части очистки сточных вод) повлечет рост тарифа в размере 40% только за счет этих затрат, что невозможно при существующей политике государства, ограничивающей рост коммунальных платежей для населения. Для финансирования мероприятий по реконструкции очистных сооружений требуется привлечение заемных средств.

 

30 марта 2011 года между МУП «ЛиСА» и ЕБРР был подписан кредитный договор, предусматривающий выделение предприятию заемных денежных средств в размере 311 млн. рублей, предназначенных на финансирование проектирования, строительства и реконструкции очистных сооружений, находящихся в хозяйственном ведении предприятия. Возврат указанных денежных средств должен быть осуществлен самостоятельно предприятием в полном объеме в срок до 2020 года из денежных средств, получаемых за оказание услуг по очистке сточных вод. Учитывая стоимость заемного финансирования, установленную кредитным договором, общая сумма денежных средств, направляемых из выручки МУП «ЛиСА» на погашение задолженности перед ЕБРР, составит в период с 2010 по 2020 год 466,5 млн. рублей. На случай невозможности (в т.ч. частичной) исполнения предприятием принятых на себя обязательств по обслуживанию долга по кредитному договору Администрацией города Липецка предоставлено обеспечение в форме муниципальной гарантии. Кроме того, в соответствии с условиями соглашений, подписанных с ЕБРР, Администрация города Липецка приняла на себя обязательство предоставлять в течение срока выделения заемных средств для целей проектирования, реконструкции и строительства очистных сооружений МУП «ЛиСА» финансирование из средств бюджета города Липецка. Общий объем бюджетных средств, выделяемых в указанный период, составил в соответствии с подписанными соглашениями 57 млн. рублей.  

Проект включает в себя реконструкцию первичных отстойников, насосной станции циркуляционного активного ила, трех аэротенков, шести отстойников, строительство новой воздуходувной станции. За счет грантов представляются рекомендации по изменению технологической части проекта реконструкции, осуществляется поддержка в проектировании, закупке и надзоре за контрактами, подготавливается программа повышения операционной и финансовой устойчивости предприятия, включая подготовку сервисного договора, направленную на повышение коммерческой состоятельности и институционального потенциала.

 

Период реализации: 2011–2020 годы:

с 2011 по 2012 год – подготовительные работы;

с 2013 по 2016 год – проведение реконструкции;

с 2014 по 2020 год – погашение кредита ЕБРР.

Процентная ставка по кредиту складывается из маржи в размере 3,5% дополнительно к базовой ставке (трехмесячная ставка МосПрайм). Это – один из ведущих индикаторов денежного рынка России. МосПрайм представляет собой усредненную ставку предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московском денежном рынке. Рассчитывается Национальной валютной ассоциацией (НВА) на основе ставок ведущих банков. Расчет MosPrime Rate осуществляется каждый рабочий день в 12.30 по московскому времени.

 

Целевыми показателями Программы являются обеспечение предприятием следующих финансовых показателей: коэффициент покрытия обслуживания долга, отношение финансовой задолженности к EBITDA, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент собираемости платы. Качество очищенных сточных вод необходимо довести до показателей:

– БПК полн. – 5,9 мг/л;

– взвешенные вещества – 10,0 мг/л;

– азот аммонийный – 4,0 мг/л;

– азот нитратов – 2,0мг/л;

– фосфор по Р – 0,36 мг/л.

 

Для осуществления целенаправленной работы по реализации проекта Европейского банка реконструкции и развития в рамках совершенствования муниципальной инфраструктуры города Липецка распоряжением главы города Липецка был создан Координационный совет, который является координирующим органом для оперативного решения вопросов. Задействованные структуры – департаменты экономики, финансов, ЖКХ, правовое управление Администрации города Липецка – руководствуются решениями Координационного совета в рамках подписанных кредитных договоров и соглашений о поддержке проекта.

 

В рамках реализации проекта в соответствии с требованиями кредитного договора между городом Липецком и МУП «ЛиСА» был заключен сервисный договор. Основными целями и задачами сервисного договора являются:

– обеспечение эффективной эксплуатации МУП «ЛиСА» объектов системы коммунальной инфраструктуры, задействованных в очистке сточных вод в городе Липецке;

– обеспечение выполнения МУП «ЛиСА» плана экологических и социальных мероприятий;

– достижение установленных сервисным договором значений целевых показателей деятельности МУП «ЛиСА»;

– обеспечение в рамках действующего законодательства оказания Администрацией города Липецка правомерного содействия деятельности МУП «ЛиСА» в вопросах получения всех лицензий и прочих административных актов.

 

Выполнение МУП «ЛиСА» плана экологических и социальных мероприятий, где указаны критерии экологических и социальных требований, стандартов, стратегий, порядка, практик, капиталовложений и графиков реализации, включая меры по достижению и соблюдению установленных требований к производству работ, ежегодно подтверждается отчетами, предоставляемыми в ЕБРР.

Предприятие, осуществляя реконструкцию на кредитные средства, после утверждения «Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах» получило возможность на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, на осуществление инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений. Предоставление субсидий осуществляется в целях покрытия расходов, произведенных с 1 января 2012 г., ежеквартально в размере трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.