Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Модернизация системы ЖКХ и взаимодействие органов местного самоуправления с управляющими организациями

«Школа жилищного просвещения»

 

Краткая аннотация практики: побуждение граждан к открытому и действенному участию в решении вопросов в сфере управления своим домом, формирование доверия к власти при решении проблем ЖКХ, формирование новых методов взаимодействия, организация полноценной обратной связи.

С 2005 года после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации в городе Череповце уделялось большое внимание информированию населения по жилищным вопросам. Проводились разовые семинары, «круглые столы», пресс-конференции, брифинги, публиковались тематические статьи в СМИ и в Интернете. Приобретенные гражданами таким образом знания оставляли желать лучшего. Не было полного понимания вопросов жилищного законодательства, знания носили поверхностный характер, как следствие этого выстраивался сложный диалог с управляющими организациями.

Наблюдения, полученные при работе с местным населением, дали основания полагать, что оно инертно в решении вопросов, связанных с управлением общим имуществом многоквартирных домов, улучшения условий и комфортности проживания. Очевидна нарастающая потребность в правовой и технической грамотности как на уровне собственников жилых/нежилых помещений, так и на уровне управляющих организаций на низовом уровне (жилищно-эксплуатационных участков). Кроме того, для эффективной работы организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, создание одних лишь условий для контроля за работой управляющих организаций недостаточно. Необходимо поднимать активность собственников за счет придания им уверенности в собственных силах и способностях.

С этой целью Муниципальным образованием «Город Череповец» с 2013 года внедрен проект «Школа жилищного просвещения» на базе отдела развития жилищного самоуправления Муниципального казенного учреждения «Спецавтотранс».

Программа Школы жилищного просвещения разработана на базе Жилищного кодекса и нормативно-правовых актов жилищного законодательства Российской Федерации, а также НПА Вологодской области и органов местного самоуправления.

Темы, вошедшие в курс обучения, согласованы с рабочей группой по реформированию ЖКХ городского общественного совета Череповца, Координационным советом председателей советов многоквартирных домов, с департаментом жилищно-коммунального хозяйства и контрольно-правовым управлением мэрии города.

Основные темы занятий:

  • психологический тренинг «Ведение переговоров, выход из конфликтных ситуаций»;
  • практическое занятие на площадке МКД «Теплоснабжение многоквартирного дома»;
  • как организовать и провести общее собрание собственников, формы проведения собрания, принятие решений по вопросам повестки дня;
  • общее имущество собственников МКД, его содержание и использование;
  • договор управления, отчетность управляющей компании;
  • лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль;
  • роль надзорных органов;
  • новое в жилищном законодательстве;
  • программа капитальных ремонтов, ее основные аспекты, права и обязанности собственников и регионального оператора, платежные каникулы.

Для каждого занятия разработана своя программа, методические и раздаточные материалы.

Заканчивается Школа проведением экзаменационного тестирования, по результатам которого выдается сертификат.

Целевая аудитория Школы:

  • председатели вновь образовавшихся советов МКД;
  • инициативные граждане;
  • управляющие организации;
  • представители ТСЖ/ТСН/ЖСК и иных потребительских специализированных кооперативов.

Открытие Школы жилищного просвещения проходит в торжественной обстановке. В своем вступительном слове начальник департамента ЖКХ мэрии города Д.А. Буслаев обычно поясняет участникам, что «в Школе педагоги научат читать, писать и считать. Читать – наши законы, писать – обращения, заявления, предложения, считать – квитанции на оплату за коммунальные услуги. Условия Школы – это выполнение домашних заданий, чтобы на занятиях не тратить время на чтение постановлений, а разбирать их применение на практике. Пропуски занятий без уважительной причины неприемлемы, это влечет за собой отчисление. Ведь каждое занятие – это не просто новая тема, а звено одной цепи».

Надо отметить, что обучение в Школе бесплатное. С учетом того, что Школа принимает в слушатели всех желающих – пенсионеров, работающих граждан, студентов и т. д. график работы Школы адаптирован таким образом, что занятия проводятся в два потока – в среду и в четверг с 11:00 и с 18:00. Тем самым обеспечивается посещаемость всех занятий. То есть, если слушатель не может посетить занятие в среду, он имеет возможность прийти в четверг в 11:00 или в 18:00.

После организационной части проходит психологический тренинг. Цель тренинга: дать инструменты для выстраивания конструктивного диалога между всеми участниками жилищных отношений и выхода из конфликтных ситуаций для достижения результата.

Программа тренинга:

– основные приемы поведения в деловой партнерской беседе;

– осознание последствий использования различных тактик и стратегий поведения в межличностном взаимодействии; выход на новый уровень осмысления своего стиля коммуникации;

– выработка умений вызывать симпатию у партнера и публично позиционировать свои личностные и профессиональные качества;

– изучение осознанных приемов производить позитивное впечатление как на партнера по межличностному общению, так и на публичную аудиторию (проведение собрания, применяемые инструменты: голос, жесты, мимика);

– рассмотрение межгрупповых конфликтов, их специфики и профилактики, а также посредничества в конфликтных ситуациях;

– обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения;

– знакомство с основными понятиями, связанными с коммуникативной компетентностью.

Ролевые игры-эпизоды:

– моделирование отношений, максимально приближенных к реальным условиям взаимодействия между собственником и УО, игровой эпизод. Проживание (проигрывание) реальных ситуаций, в которых необходимо продемонстрировать не только внутреннюю готовность к взаимопониманию, но и приобрести практические навыки, способствующие эффективному взаимодействию.

После прохождения и получения основных знаний по управлению многоквартирным домом, в частности общим имуществом, проводится выездное практическое занятие.

Цель занятия – получить практические знания по теплоснабжению многоквартирного дома, осуществлению горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, проведение весенне-осеннего осмотра и роль собственников в нем, а также выполнение необходимых мероприятий по подготовке дома к отопительному сезону. Проводит занятия начальник технической службы МУП «Водоканал» Д.С. Кротков.

На последнем занятии Школы жилищного просвещения ученики проходят экзаменационное тестирование, по результатам которого торжественно вручаются сертификаты.

В связи с вступившими в силу изменениями в жилищном законодательстве Школа жилищного просвещения в учебном 2015/2016 году подготовила программу по повышению квалификации – второй год обучения.

Надо отметить, что Школа ориентирована не на количественный показатель, а на качественный с целью дать необходимую базу знаний действующего законодательства и чтобы все участники жилищных отношений взаимодействовали в рамках закона.

За период работы Школы жилищного просвещения сертификаты об окончании получили 437 председателей советов домов и собственников МКД из 554, которые начинали свое обучение, что составляет 78,9%. То есть 21,1% граждан по различным причинам не прошли полного курса Школы, в том числе 16% не явились на сдачу экзамена. А так как обучение бесплатное и добровольное и основы знаний даны, считаем, что Школа свою задачу выполнила. Создали в своих домах ТСЖ 17 выпускников, создали управляющие организации 6 человек. Прошли обучение работники 16 управляющих организаций Череповца и Череповецкого района.