Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Технологии вовлечения горожан в разработку Стратегии развития Городского округа  город Уфа.

В рамках разработки Стратегии Городского округа  город Уфа (Республика Башкортостан) был проведен ряд общественных мероприятий, целью которых была организация диалога между представителями власти, бизнеса и горожанами, поиск общего видения на развитие города. Некоторые из этих мероприятий были «локализованы» по районам города. Речь идет о «естественных» районах города (в Уфе это Дема, Черниковка, Сипайлово, Проспект, Зеленая роща и т. д.). В течение 2015 г. проведено 20 общественных мероприятий \"День соседа\" и 11 проектных семинаров с жителями районов города, по результатам которых сформированы предложения по их развитию.

Ежегодно в городе проводится градостроительный форум
«Urban-Байрам», на котором обсуждаются вопросы, связанные с будущим обликом столицы Башкортостана. Форум собирает на своей площадке экспертов в сфере урбанистики и развития городов, представителей власти, бизнеса и общественности. Центральным событием на III градостроительном форуме «Urban-Байрам» в ноябре 2015 года стали рабочие сессии по разработке Стратегии развития города, которая ляжет в основу нового генплана.

Кроме того, участники обсудили эффективное развитие Уфы и пригородов, а также инструменты повышения эффективности транспортной системы. Эксперты оценили эффективность использования промышленных зон и реорганизации территорий с низкой плотностью застройки.

На форуме также была представлена экспозиция, посвященная развитию районов города. Идея развития сложившихся районов была заложена в Концепцию стратегии, в стратегическую программу «Развитие центров локальных районов», главной задачей которой является создание инструментов влияния на изменения в районах.

Задача формирования общественного договора по вопросам будущего города является ключевой при разработке муниципальной стратегии.

В случае с крупными и крупнейшими городами задача усложняется. Большинство жителей воспринимает город через призму повседневной среды обитания, людей больше волнуют проблемы своих дворов и районов, чем глобальные вопросы развития города. В Уфе решение заключалось в поиске «правильного масштаба» вовлечения горожан в процесс функционирования «естественных» районов города.

В сложившихся районах, где не происходит нового развития, а задача повышения качества городской среды остается, дееспособное локальное сообщество может стать главным потенциалом и ресурсом развития. Однако у города должны быть инструменты для работы с этим потенциалом.

Вовлечение горожан по локальным «естественным» районам выполнялось ради достижения таких целей, как исследование района, сбор реального запроса на те или иные преобразования, вовлечение жителей и локального бизнеса в расстановку приоритетов в развитии района, формирование проектов развития, которые могут быть реализованы как местной властью, так и локальным сообществом.

На первом этапе проводится «День соседа» – это мобильный мини-фестиваль, который проводится в вечернее время в наиболее многолюдных местах района. На фестивале работают разные площадки – развлекательные
и спортивные площадки, лекторий, исследовательская площадка, где жители могут на карте района отметить проблемные и любимые места. Собираются также контакты жителей района, которые хотели бы принять активное участие в дальнейшей работе, а также проводятся социологические опросы. В зависимости от размера района определяется количество дней, на протяжении которых фестиваль проводится в разных частях района.

Организатором фестиваля выступал отдел стратегического планирования МУП Архитектурно-планировочное бюро г. Уфы. К организации дополнительных площадок привлекались городские активисты, творческие и спортивные сообщества. Также содействие оказывали районные администрации, в их задачу входило обеспечение безопасности, предоставление электричества и размещение информации о мероприятии.

На втором этапе проведен исследовательский семинар, на котором архитекторы вместе с жителями детально исследовали район: изучали восприятие границ, центра района, неблагоприятные места, исследовали основные пути перемещений жителей, проговаривали проблемы района. Организатор семинаров  – отдел стратегического планирования МУП АПБ г. Уфы. В организации мероприятий оказали содействие районные администрации: ими были предоставлены помещения для проведения семинаров и размещена информация на территории районов.

Третьим и самым ключевым  этапом вовлечения горожан являлся проектный семинар. Участие в нем принимали местные жители, местные власти, бизнес, девелоперские организации, работающие в районе. Семинар проводился на протяжении 3-4 часов, организаторы персонально приглашали участников и, по возможности, проводили предварительные развернутые интервью. На семинаре участники определяли ключевые задачи и договаривались о проектах развития. Наиболее успешный семинар был проведен в районе Дема. Местные власти представили результаты семинара на встрече с жителями (более 300 участников), наработки были встречены положительно и жители стали добавлять проекты в копилку инициатив по развитию района. 

Данный проект нацелен на активных жителей районов, местные власти, локальный бизнес. В формировании Концепции стратегии развития Уфы до 2030 г. приняли участие более 1000 человек. Концепция стратегии была поддержана властью, бизнесом и горожанами на  III международном градостроительном форуме Urban-Байрам.

Технология сбора данных о транспортных перемещениях горожан для целей разработки Стратегии пространственного развития Городского округа  город Уфа.

При разработке Стратегии Городского округа город Уфа большое внимание уделялось проработке вопросов пространственного развития. Это потребовало  большого объема пространственных данных. Наиболее интересной и инновационной является технология сбора данных о транспортных перемещениях жителей Уфы. Удалось опросить более 20 тыс.  горожан, затратив минимальное количество средств. Практика также может быть интересна тем, что используемые технологии могут быть применены для других задач, когда требуется опросить большое количество респондентов.

Совершенствование транспортной системы и улучшение мобильности является ключевой задачей для развития крупных и крупнейших городов. Город, в котором отсутствует современный общественный транспорт, в котором неудобно перемещаться, в долгосрочной перспективе неконкурентоспособен. Транспортные проблемы городов практически не решаются, хотя говорят об этом много. Происходит это за счет того, что развитие транспортной системы требует больших инвестиций. Поэтому решения, принимаемые городами, должны быть тщательно оценены и просчитаны, что может быть осуществлено с помощью транспортного моделирования. Для транспортного моделирования необходимы данные о реальных потоках и данные социологического опроса горожан, причем требуемая выборка значительно превышает обычные значения. Муниципалитетам необходим недорогой способ сбора и обработки этих данных. Если делать это по стандартной схеме то потребуется большое количество времени, плюс в опросах фигурируют геоданные, что создает особые требования к применяемым технологиям.

Целью практики является сбор данных для построения транспортной модели города и выработке решений по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе общественного транспорта.

Отдел стратегического планирования МУП АПБ г. Уфы разработал
веб-анкету, которую можно найти на сайте http://ufazavtra.ru/. Анкета была распространена в интернете, что позволило собрать более двух тыс.  релевантных ответов. При содействии Управления образования Администрации Городского округа город Уфа опрос был также распространен через школы. Школьников просили выступить в роли интервьюеров, опросить своих родителей, бабушек и дедушек, соседей. Была разработана система контроля: каждому школьнику выдавался код, который необходимо было вводить перед заполнением анкеты, после этого появлялся проверочный код, который сообщался учителю. У всех школьников был номер телефона сотрудника отдела стратегического планирования, по которому можно было позвонить и задать вопрос. За 2 недели эксперимента было получено множество уточняющих звонков и только 6-8 негативных. За две недели анкета была заполнена более 37 тыс.  раз, был проведен контроль всех ответов и выбрано 21 тыс.  релевантных ответов.

Полученная выборка была практически идеально распределена
в пространственном отношении (так как школы находятся повсюду), кроме того, благодаря свободной геопривязке, была собрана информация
о перемещениях в прилегающих к городу районах. 

Возникала проблема с тем, что в выборке были социально-демографические перекосы, так как основное количество респондентов представляли родители школьников, однако объем выборки позволил нивелировать эти перекосы. Целевую аудиторию данного проекта представляют жители города.

В результате проведенной работы по данной практике является сбор данных о перемещении более 21 тыс. жителей с пространственной привязкой.

Разработанная анкета может быть легко адаптирована под нужды других городов. Технология привлечения школьников к опросу родственников и заполнению электронных анкет может быть использована для иных задач, которые возникают при разработке стратегии.