Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Культурная самобытность и идентичность российских городов

«Всероссийский фестиваль классической и современной музыки для детей и юношества «Музыкальный подснежник» по теме «Культурная самобытность и идентичность российских городов»

 

 

Сочетание в программе фестиваля современной и классической музыки для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств, ежегодное изменение тематики фестиваля, свобода выбора репертуара, состава исполнителей от дуэта до большого творческого коллектива, сочетание сольного выступления с аккомпанементом или в камерном ансамбле, знакомство с новыми произведениями современных композиторов разных регионов России вызывают интерес у школьников и их наставников. В этом новизна и оригинальность проекта, позволяющая преподавателям привлекать большее число учащихся, особенно, из числа ребят, имеющих многочисленные увлечения в области музыкального искусства, мотивируя их на продолжение занятий и совершенствование мастерства.

За четыре года в фестивале приняли участие 896 учащихся, в 2013 году, в год
350-летия города Пензы исполнялись произведения пензенских композиторов, в 2014 году – произведения А.Т. Гречанинова на стихи М.Ю. Лермонтова, в 2015 году – произведения
П.И. Чайковского, в 2016 году исполнялись произведения С.С. Прокофьева.

За эти годы в фестивале приняли участие посланцы городов: Петровска, Самары, Саратова, Сызрани, Оренбурга, Энгельса, Пензы, Тамбовской и Пензенской областей.

Проблема стояла перед организаторами в том, что юное поколение граждан России, чьи родители пережили период распада СССР, становления новой России, период кризиса и проблем, связанных с резким падением уровня жизни населения, изменениями ценностей в общественном сознании не могли сохранить интересы в области истинных ценностей культуры на фоне расцвета массовой культуры и вседозволенности на сценах, в СМИ, печати. Интерес к занятиям музыкой резко упал, профессия музыканта перестала быль престижной. Среди многочисленных конкурсов в современном мире всегда ставятся задачи для наиболее талантливых детей, далеко не каждый ребенок способен справиться с их требованиями.

Условия нашего фестиваля позволяют расширить контингент участников и создать условия для проявления своих способностей большему числу детей, и, как следствие, вовлечь в прекрасный мир музыкального искусства новые поколения школьников.

Основу фестиваля заложили Управление культуры города Пензы и Пензенское городское отделение Международного союза музыкальных деятелей 19 лет тому назад. По разработанному проекту председателя Президиума Пензенского городского отдела Международного союза музыкальных деятелей (ПГО МСМД) Туромшиной С.В. был учрежден в городе Пензе праздник детского и юношеского творчества «Музыкальный подснежник», который проводится в течение 15 лет.

Результаты реализации проекта были рассмотрены и одобрены на совместном заседании Центрального Правления МСМД с руководством Союза композиторов России в сентябре 2012 года, было принято решение об учреждении в г. Пензе Всероссийского фестиваля в рамках Музыкального фестиваля имени Ирины Архиповой, проводимого Фондом Ирины Архиповой. Организаторами фестиваля стали Управление культуры города Пензы, Пензенское городское отделение МСМД и Пензенское региональное отделение СК России. С 2013 года в г. Пензе ежегодно проводится Всероссийский фестиваль «Музыкальный подснежник».

Цель фестиваля – развитие творческого потенциала юных дарований, приобщение большего числа детей и через них взрослого населения к ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.

Задачи проекта:

- духовное, нравственное, патриотическое и музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами музыкального искусства;

- сохранение и развитие традиций вокального и инструментального исполнительства на начальной и предпрофессиональной ступенях обучения;

- пропаганда творческих достижений юных музыкантов; привлечение общественного внимания к перспективам развития детского и юношеского творчества;

- повышение престижа академического искусства, его популяризации; формирование и укрепление творческих контактов между регионами в сфере музыкального образования, совершенствование педагогического мастерства и расширение детского репертуара;

- широкая пропаганда творчества современных композиторов России, пишущих для детей.

Для достижения поставленной цели и сформулированных задач была разработана структура фестиваля. Торжественное открытие «Музыкального подснежника» включает в себя концерт-приветствие «Венок дружбы», в программе которого представлены произведения современных композиторов тех регионов, откуда прибыли участники фестиваля. Ведущая концерта – музыковед М.М. Гусева, член СК России, преподаватель Пензенского колледжа искусств представляет композиторов, их произведения и исполнителя, подготавливает информационный материал для стенда, разрабатывает пресс-релиз для сайта фестиваля \"http://muzykalnyy-podsnezhnik.rusmuzik.info Межкультурного проекта «Музыкальная карта»: классика, джаз. (MuzKarta.info). В программе конкурсных прослушиваний – только два разнохарактерных произведения в соответствии с тематикой, заявленной в Положении. Преподаватель вправе выбрать репертуар, состав исполнителей, подобрать, в случае необходимости, концертмейстера или иллюстратора, ученика или коллегу. На опыте прошедших четырех фестивалей можно смело заявлять, что он побудил преподавателей к поиску нового репертуара, творческому подходу к представленным возможностям демонстрации успехов каждого ученика в разных видах исполнительства. Проведение гала-концерта лауреатов фестиваля в лучших залах города Пензы, а затем выезд для проведения гала-концерта в Архиповском музыкальном салоне, в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину и в Московской городской детской музыкальной школе имени С.С. Прокофьева в 2016 году в рамках престижнейшего Музыкального фестиваля имени Ирины Архиповой позволяют формировать сценический опыт юных музыкантов, представлять широкой общественности достижения учащихся и их наставников, пропагандировать классическую и современную музыку, мотивировать занятия музыкой с целью не только выбора профессии, но и использования полученных навыков на практике в быту и в общении со сверстниками. Экскурсии в музей старинных музыкальных инструментов, по центру музыкальной Москвы, в Тарханы, Клин, знакомство с МГДМШ им. С.С. Прокофьева и ее музеем композитора – все это является базой для устойчивого интереса к музыкальному искусству. Участие профессиональных творческих коллективов при торжественном открытии фестиваля расширяет представление ребят о вершинах мастерства музыкантов и певцов, знакомит с академическим хором, симфоническим, камерным, духовым оркестрами и оркестром народных инструментов. Ежегодное приветствие Губернаторской симфонической капеллы Пензенской областной филармонии под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Каширского на гала-концерте лауреатов производит неизгладимое впечатление не только на школьников, но и преподавателей, родителей, слушателей. Привлечение участников фестиваля к большим тематическим концертам мастеров искусств, творческим вечерам композиторов, фестивалям, запись их выступлений на радио и телевидении, размещение информаций на сайтах учреждений культуры, в социальных сетях, на страницах газет и «Музыкального журнала» Фонда Ирины Архиповой – все это служит цели и задачам проекта.

Организационные вопросы решаются под непосредственным руководством и контролем Управления культуры города Пензы (начальник Вера Александровна Фейгина) на базе Детской музыкальной школы № 2 г. Пензы (директор Матвеева Оксана Николаевна, член МСМД), творческие проблемы определяются членами Пензенского городского отделения МСМД (председатель Президиума ПГО МСМД Туромшина Светлана Васильевна), они же входят в состав оргкомитета и жюри. Председателя жюри назначает Фонд Ирины Архиповой. Фестиваль проводится на средства Пензенского городского отделения МСМД, за счет взносов за участие в фестивале от ДМШ, ДШИ или родителей, благодаря поддержке призового фонда Управлением культуры и архива Пензенской области, Управлением культуры города Пензы (книги об искусстве, поэзии, литературе), средства партнёров идут на рекламную продукцию, изготовление приза(ов) Гран-При, ежегодно тепличный комплекс в п. Мокшан Пензенской области дарит 100 роз для проведения гала-концерта лауреатов.

Нормативным актом проведения фестиваля является Положение о фестивале, утвержденное руководителями Управления культуры города Пензы, Пензенского городского отделения МСМД и Пензенского регионального отделения СК России. Бюджет составлял от 40 до 80 тыс.руб. без учета призового фонда, переданного безвозмездно УКиА Пензенской области и УК г. Пензы и средств родителей на поездки детей в Пензу и Москву.

Целевая аудитория проекта:

- участники – учащиеся ДМШ и ДШИ до 16 лет, исключение составляют учащиеся эстрадных и джазовых отделений – до 18 лет (от 187 до 288 чел. в год);

- преподаватели и руководители ДМШ и ДШИ (от 300 до 500 чел. в год);

- слушатели – сверстники и взрослые (от 1000 до 1500 чел в год).

Статус Всероссийского фестиваля позволяет расширять географию участников, налаживать творческие контакты между регионами, вещать по радио и телевидению, информировать жителей регионов с помощью СМИ и социальных сетей, «Музыкального журнала» и сайта фестиваля.

Результаты реализации проекта:

- растет число участников фестиваля и расширяется его география;

- учащиеся ДМШ и ДШИ достигают более высоких исполнительских результатов, приобретают сценический опыт, реализуют свои возможности в разных видах творчества; знакомятся с творчеством не только композиторов-классиков, но и слышат, исполняют произведения современных авторов разных регионов России, у них формируется более устойчивый интерес к занятиям музыкой и познанию музыкального искусства;

- расширяется педагогический репертуар, налаживаются творческие контакты и осуществляется обмен опытом, что способствует повышению квалификации преподавателей:

- повышается интерес семьи и общества, в целом, к успехам юных музыкантов, школы оказывают влияние на старшее поколение через своих воспитанников, привлекая родителей к общим делам, к участию в подобных творческих мероприятиях.