Войти / Регистрация
E-mail: Напомнить пароль
Пароль:
E-mail (*):
Пароль (*):
ФИО (*):
Город (*):
Должность:
Место работы:

* - поля, обязательные для заполнения
Для того чтобы проголосовать, пожалуйста, авторизируйтесь

0
Подано голосов за данную практику
ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
ДО НАЧАЛА III ФОРУМА ОСТАЛОСЬ: 503 ПРАКТИКИ


ФОРУМ ЛУЧШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК
I Форум
II Форум
III Форум
IV Форум
Модернизация системы ЖКХ и взаимодействие органов местного самоуправления с управляющими организациями

Описание проблемы: в 2014 году в Тюмени началась работа по организации единого парковочного пространства, направленная на разработку и внедрение комплекса мероприятий, целью которых является снижение нагрузки на улично-дорожные сети. К одним из наиболее эффективных инструментов, способных увеличить пропускную способность дорог, относится введение платных парковок в центральной части города.  

Данная мера, реализуемая не только зарубежными странами, но и крупными городами нашей страны, показала свою высокую результативность и сомнений в том, что ее надо внедрять в городе Тюмени, не было. Вместе с тем, следствием введения платных парковок могло стать перемещение хаотично припаркованных транспортных средств с дорог во дворы многоквартирных домов, что привело бы к ущемлению прав собственников помещений в таких домах, созданию условий, не отвечающих безопасности людей во дворах своих домов, фактическому лишению жильцов дома возможности использовать дворовую территорию в своих интересах.  

Решением этого вопроса могло бы стать создание механизма огораживания дворовых территорий, расположенных как на земле, принадлежащей собственникам помещений в многоквартирном доме, так и на государственной либо муниципальной земле. На этом этапе проработки вопроса и была выявлена основная проблема: действующее на тот период времени законодательство не содержало четких механизмов по использованию государственной (муниципальной) земли собственниками помещений, следовательно, не было определено на каком виде права земля должна предоставляться для огораживания двора и может ли она вообще предоставляться для обозначенных целей.

Цель: защитить права собственников помещений в многоквартирных домах при введении в городе платных парковок.

Задачи:

разработать механизм, позволяющий защитить права собственников помещений в многоквартирных домах, до введения первых платных парковок в городе Тюмени (до мая 2016 года);

обеспечить консультационно-правовое сопровождение населения при внедрении на практике механизма по огораживанию дворовых территорий;

провести мероприятия по информированию населения города Тюмени о новых возможностях и процедуре их применения.  

Период реализации: с мая 2015 года – по май 2016 года.

Механика реализации практики:

  1. Разработка механизма, позволяющего защитить права собственников помещений в многоквартирных домах до введения первых платных парковок в городе Тюмени. Новация города Тюмени при использовании земельного законодательства.

В вопросе огораживания дворовой территории права и действия собственников помещений в многоквартирном доме напрямую зависят от того, в чьей собственности находится земельный участок, на котором планируется разместить шлагбаум или забор.

Земельный участок может быть в собственности собственников помещений в многоквартирном доме либо в государственной или муниципальной собственности. И если в первом случае решение по использованию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, принимается на общем собрании собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством, то процедура использования государственной или муниципальной земли для целей огораживания дворовой территории прямо урегулирована не была.

Вместе с тем, решить поставленные задачи позволяли положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым государственные или муниципальные земельные участки могут быть использованы на основании разрешения уполномоченных органов власти или органов местного самоуправления для размещения некапитальных объектов.

Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» и до апреля 2016 года включал в себя элементы благоустройства без расшифровки что к ним относится.

Установление порядка и условий размещения некапитальных объектов в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.

Применив положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации в целях урегулирования вопроса огораживания дворовой территории, нормативными правовыми актами Тюменской области и муниципальными правовыми актами города Тюмени было установлено следующее:

шлагбаумы и иные подобные устройства, регулирующие въезд и (или) выезд транспортных средств на придомовую (дворовую) территорию, отнесены к элементам благоустройства;

шлагбаумы и иные подобные устройства разрешено размещать как на дворовой территории, используемой одним домом, так и на дворовой территории, используемой двумя и более многоквартирными домами (то есть стало возможным огораживание целых жилых кварталов);

собственники помещений в многоквартирных домах, которым выдается разрешение на использование государственных (муниципальных) земельных участков, освобождены от платы за пользование землей.

С целью исключения разногласий между собственниками помещений нескольких многоквартирных домов, пользующихся одним двором, установлена необходимость проведения общего собрания собственников помещений и принятия на нем решения по вопросу введения ограничения пользования земельным участком, на котором расположен такой дом. Подобное решение должно приниматься на общем собрании собственников помещений каждого многоквартирного дома, на дворовую территорию которого въезд транспортных средств планируется ограничить.

 

  1. Обеспечение консультационно-правового сопровождения населения при внедрении на практике механизма огораживания дворовых территорий.

Тюменской городской Думой было принято решение о проведении пилотного проекта по полному консультационно-правовому сопровождению собственников помещений в многоквартирных домах при практическом применении ими новых положений законодательства. Всего в пилотном проекте приняли участие собственники помещений восьми многоквартирных домов, использующих две большие дворовые территории. Один двор использовался тремя домами, второй – пятью домами. Сопровождение происходило с момента возникновения заинтересованности собственников в огораживании двора и до получения ими необходимых для этого документов.

 

В рамках пилотного проекта была оказана помощь в разработке и оформлении:

полного пакета документов для проведения общего собрания собственников помещений (для каждого дома отдельно);

документов, необходимых для получения разрешения на использование государственной земли;

схемы границ предполагаемых к использованию земель;

письменного уведомления управляющих организаций о принятых собственниками помещений решениях, в том числе по вопросам размещения, установки и платы за обслуживание ограждающих устройств, а также о получении разрешения на использование государственной земли.

По итогам проведения пилотного проекта обе дворовые территории были успешно огорожены.

 

  1. Проведение мероприятий по информированию населения города Тюмени о новых возможностях и процедуре их применения.

С тем, чтобы поделиться с населением наработанным при проведении пилотного проекта опытом, на сайте Тюменской городской Думы создана специальная рубрика «АКТУАЛЬНО» (http://duma.tyumen-city.ru/content/aktualno/ogorazhivanie-dvorovoj-territorii/), в которой размещены пошаговая инструкция, бланки документов и образцы их заполнения.

Для наиболее легкого восприятия информации процесс огораживания дворов разбит на три различные ситуации, в зависимости от собственника земельного участка и количества домов, использующих двор. По каждой ситуации прописан свой алгоритм действий и составлены образцы требуемых для этого документов.

           

 Результаты:

на платной основе парковки в городе Тюмени начали функционировать с мая 2016 года;

нормативные правовые акты областного и муниципального уровней, необходимые для регулирования механизма огораживания дворовых территорий, расположенных на государственных или муниципальных земельных участках, приняты до декабря 2015 года;

в декабре 2015 года началась реализация пилотного проекта по консультационно-правовому сопровождению собственников помещений 8-ми многоквартирных домов, расположенных на двух дворовых территориях;

с декабря 2015 года по февраль 2016 года разработаны все документы, необходимые для прохождения процедуры огораживания дворовой территории, в том числе для проведения общих собраний; собственникам помещений в многоквартирных домах – участникам пилотного проекта оказаны правовые консультации по вопросам огораживания дворовых территорий;

в марте - апреле 2016 года проведены общие собрания собственников помещений во всех 8-ми многоквартирных домах, получены разрешения на использование 2-х земельных участков, находящихся в государственной собственности, для размещения на них шлагбаумов (две дворовые территории). После получения разрешений собственниками помещений в МКД были приобретены шлагбаумы и размещены в согласованных местах;

в мае 2016 года на сайте Тюменской городской Думы заработала новая рубрика «АКТУАЛЬНО», в которой выложены методические материалы, созданные по итогам проведения пилотного проекта.

Следует отметить, что при создании в городе Тюмени механизма ограждения дворов, четкого регулирования данного вопроса не было в земельном законодательстве. Все изменилось 30.04.2016, когда были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», согласно которым впервые появилось понимание, что ограждающие устройства могут размещаться на дворовых территориях многоквартирных жилых домов, расположенных на государственной или муниципальной земле, в порядке, установленном в соответствии с главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации. А это значит, что данное направление было верным, поскольку получило свое развитие на федеральном уровне, из чего возможно сделать вывод, что эксперимент с использованием положений земельного законодательства считается успешным.

Но самое главное, что данный проект нашел поддержку у населения города Тюмени, для которого он разрабатывался и внедрялся, о чем свидетельствует все возрастающее количество огороженных дворов.