Развитие экологической культуры личности в процессе образования
К списку практик

Развитие экологической культуры личности в процессе образования
Экологическая культура населения, прежде всего детей и подростков, достигнет более высокого уровня, если мы не будем ограничиваться простым информированием их о тех или иных ценностях. Важно открыть перед людьми возможности для нравственного поступка, для дела, выполнение которого даст каждому возможность личностного и гражданского становления. А таким делом может стать посильное участие в чём-то большом и важном, например, в конкретных делах по улучшению экологической обстановки в родном городе. Поэтому большая часть мероприятий, вошедших в муниципальную практику «Охрана окружающей среды – комплекс мер», носит практический характер. За счет реализации практико-ориентированных проектов, экологических акций, операций, десантов, конкурсов, творческих и познавательных мероприятий с детьми было обновлено содержание образовательной, воспитательной и просветительской работы в городе Вятские Поляны.
Программа «Эко-плюс» - это комплекс мероприятий по экологическому воспитанию и просвещению, который был осуществлён учреждениями образования и культуры Вятских Полян в 2013 году. Конкурсный отбор проводился в рамках реализации пилотного проекта по развитию системы экологического образования и просвещения «Вятка – территория экологии». Проект был разработан департаментом экологии и природопользования с участием координационно-методического совета по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения в 2013 г. Победителям конкурса выделены средства из областного бюджета на реализацию программ и проектов. Сумма гранта, которую выиграл наш город, - 988,4 тыс. рублей.
Программа по развитию системы экологического образования, воспитания и просвещения города Вятские Поляны «Эко-плюс» (экология плюс образование, воспитание, просвещение) была разработана управлением образования администрации Вятских Полян. Цель программы - формирование экологической культуры детей и подростков путём мотивации их на участие в природоохранной деятельности. В рамках программы решались следующие задачи:
- создание условий для создания системы экологического воспитания, образования, просвещения на территории города;
- обновление содержания экологического образования, воспитания, просвещения за счёт организации практико-ориентированных мероприятий, мероприятий познавательного, творческого характера;
- объединение усилий учреждений образования и культуры, молодёжных и общественных организаций для формирования экологически ответственного мировоззрения детей и молодёжи;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности работников учреждений образования и культуры, занимающихся вопросами экологического образования, воспитания и просвещения;
- повышение эффективности информационной работы в сфере экологического образования, воспитания и просвещения.
Направления деятельности:
1. Эколого-просветительская деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления
2. Эколого-просветительская деятельность в области охраны атмосферного воздуха
3. Эколого-просветительская деятельность в области экологии города, жилища
4. Создание экологически благоприятной среды в учреждениях образования и культуры
5. Эколого-просветительская деятельность в сфере охраны животного и растительного мира, сохранения биоразнообразия, пропаганды особо охраняемых природных территорий
6. Эколого-просветительская деятельность в области сохранения водных ресурсов
7. Эколого-просветительская деятельность в сфере формирования здорового образа жизни
8. Эколого-просветительская деятельность в рамках экологического краеведения и туризма
9. Проведение мероприятий творческого характера в образовательных учреждениях
10. Проведение мероприятий познавательного характера в образовательных учреждениях
11. Проведение системы мероприятий в сфере экологического просвещения в библиотеках
12. Проведение системы мероприятий в сфере экологического просвещения в музеях
13. Проведение системы мероприятий в сфере экологического просвещения, организованных общественными, молодёжными организациями
14. Организация информационной работы в сфере экологического образования, воспитания, просвещения
15. Формирование методической базы для осуществления процесса экологического образования, воспитания, просвещения (издание методических пособий, буклетов, стенгазет на экологическую тему)
16. Организация системы подготовки работников учреждений образования и культуры, занимающихся вопросами экологического образования, воспитания, просвещения
17. Оснащение учреждений образования учебно-наглядными пособиями, оборудованием для проведения мероприятий по экологическому образованию, воспитанию, просвещению
18. Разработка инновационных форм и методов в сфере экологического образования, воспитания, просвещения
19. Проведение мероприятий по поддержке юных талантов (работа с одарёнными детьми).
Базовые опорные центры по актуальным направлениям деятельности по программе «Эко - плюс»:
1. МКОУ ДОД ДХШ; МКОУ ДОД ДШТИ им. А. Калягина - художественное и театральное направление
2. МКОУ гимназия - учебно-исследовательское направление;
3. МКОУ ДОД ЦДОД, МКОУ ДОД ДЮЦ «Ровесник» - эколого-туристско-краеведческое направление
4. МКОУ СОШ с УИОП № 2 – практическое, природоохранное
Опорные учреждения реализовывали работу по своим направлениям деятельности через организацию участия учащихся своих школ и школ города в конкурсах, акциях и иных мероприятиях по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения. Был создан координационный совет, который планировал деятельность учреждений образования и учреждений культуры при проведении ключевых мероприятий в процессе реализации программы.
Инновационными методами реализации проекта следует считать:
1. Подготовку и проведение кукольного спектакля под названием «Лесное происшествие», проведенное центральной городской библиотекой, сценарий Н.Н. Потаниной, Т.С. Пасибеевой.
2. Театральные представления в центральной городской библиотеке:
- о пользе крапивы – во время мероприятия «В мире лекарственных трав», посвященного всемирному дню охраны окружающей среды;
- «Не рубите зелёную ёлочку».
3. Акции по спасению молоди рыб.
4. Проведение мастер-классов различной тематики для педагогов и учащихся, для родителей, например, мастер-классы «Изготовление флористических работ к праздникам» в рамках работы клуба «Рукодельная семья» (Пономарёва В.В. - педагог д.о.д.); «Природа в технике вышивки изонить», «Лошадь - символ года» - вышивка в технике изонить (Пономарёва В.В. -педагог д.о.д.).
5. Проведение природоохранных акций, операций, субботников.
6. Реализация проекта «Экологическая тропа». Актуальность и новизна проекта «Эколого-краеведческая тропа» (ЦДОД) заключается в усилении экологического подхода к изучению растительного и животного мира родного края, овладении методикой экологических исследований, необходимых учащимся в дальнейшем для изучения предметов естественно-научного цикла в школе, приобретении навыков проведения практических работ на местности.
7. Создание проектов по благоустройству территорий образовательных учреждений, в которых усилилась экологическая составляющая.
Инновационные формы позволили повысить уровень компетентности педагогов по использованию разнообразных форм работы для воспитания у детей любви и уважения к окружающей природе. В ходе реализации программы «Эко-плюс» увеличилось количество детей, принявших участие в различного уровня конкурсах эколого-биологической направленности. Например, результаты участия учащихся МКОУ СОШ с УИОП №2 в 2012 году показывают, что в 4-х всероссийских, 2-х областных и трех городских конкурсах стали победителями 40 учащихся, а призёрами – 38. В 2013 году в 3-х всероссийских, 4-х областных, и 10 городских конкурсах победителями стали 37, а призёрами - 69 учащихся, в полтора раза больше. Наблюдается положительная динамика участия в подобных конкурсах в МКОУ гимназии и в МКОУ ДОД ЦДОД, в ДЮЦ «Ровесник». Всего в рамках программы реализованы 128 мероприятий, охвативших 19 направлений деятельности, в которых были задействованы 42 учреждения. Участниками программы стали дети города в возрасте от 5 до 17 лет – 4360 человек..