Внедрение практики инициативного бюджетирования на территории муниципального образования
К списку практик

Внедрение практики инициативного бюджетирования на территории муниципального образования
Городские округа отличаются от других форм муниципальных образований значительным потенциалом и ролью в реализации экономической политики государства. Однако практика формирования бюджетов городских округов показывает недостаточность их доходных источников, поэтому возникает необходимость в серьезной помощи федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Для развития межбюджетных отношений требуется увеличение финансовой самостоятельности местных бюджетов не только за счет делегирования расходных полномочий, но и закрепления за ними налоговых источников доходов.
Не является исключением и Бузулук. В городе градообразующей отраслью является нефтедобыча, несмотря на кризисный фон, экономика города сохранила свою относительную стабильность. Бузулук относится к категории территорий с высоким уровнем бюджетной обеспеченности и не получает дотацию на сбалансированность из бюджета субъекта. Норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц установлен в минимальном размере согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации. При этом муниципальным образованием проводится постоянная работа по изысканию дополнительных доходов с целью обеспечения возможности исполнения принятых расходных обязательств. В результате поступления собственных доходов в бюджет Бузулука увеличиваются. Так, за последние три года поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 2,9%.
Важной составляющей экономики города является малое и среднее предпринимательство, о чем свидетельствуют поступления налогов на совокупный доход. С 2015 года прослеживается тенденция роста поступлений налогов - в 2015 году на 2%, в 2016 году – на 4,2%. Администрация города принимает меры по недопущению роста финансовой и имущественной нагрузки на малый бизнес. В частности, установлены льготы по арендной плате арендаторам муниципальных помещений. Субъекты малого и среднего бизнеса активно участвуют в исполнении муниципальных заказов. В 2016 году принято решение Совета депутатов об определении налоговой базы объектов обложения налогом на имущество от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Данным решением, в целях поддержки и развития бизнеса на территории города, установлены пониженные ставки (0,15% и 0,2%) для имущества, участвующего в предпринимательской деятельности.
Одной из задач органов власти муниципалитетов является изыскание резервов и возможностей увеличения собираемости налогов и платежей во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетная оптимизация. Муниципальным образованием принимаются меры по мобилизации доходов в бюджет. С этой целью в городе приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление администрации города Бузулука от 18.10.2013 № 199-п «Об утверждении порядка проведения мониторинга задолженности по платежам в местный бюджет и оценки потерь местного бюджета от недополученных доходов»;
- постановление администрации города от 5.05.2014 № 3-п «О плане мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города Бузулука, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики города Бузулука на 2014-2017 годы»;
- постановление администрации города от 25.03.2016 № 597-п «О мероприятиях по обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в бюджет города Бузулука».
Также при администрации города созданы и работают комиссии:
- по рассмотрению вопросов труда, финансово-экономического состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- по контролю за поступлением арендной платы за земельные участки.
Муниципальная казна наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Увеличение поступлений неналоговых доходов зависит от эффективного управления муниципальным имуществом. Неналоговые доходы в структуре собственных доходов на протяжении ряда лет составляют около 17%. Наряду с мероприятиями по мобилизации доходов на постоянной основе ведется работа по оптимизации расходов, оптимизации бюджетной сети.
На протяжении ряда лет положительным моментом остается отсутствие просроченной кредиторской задолженности. В целях соблюдения бюджетного законодательства ежемесячно проводится мониторинг текущей дебиторской и кредиторской задолженности с целью ее сокращения. Дальнейшее развитие города требует привлечения инвестиций. С целью реализации бюджетных инвестиций в 2016 году в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность были направлены бюджетные средств в размере 8,5% всех расходов бюджета города.
К сожалению, поступления доходных источников недостаточно для исполнения всех принятых расходных обязательств и последние годы бюджет города формируется с дефицитом в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, но фактический размер дефицита по итогам года имеет тенденцию к снижению. Для сбалансированности покрытия дефицита бюджета муниципальное образование вынуждено привлекать кредитные ресурсы в коммерческих банках.
Сумма долговых обязательств города Бузулука (кредиты от кредитных организаций) на 1.01.2016 составляла 75 млн. рублей, на 1.01.2017 года – 63,8 млн. рублей. Муниципальный долг сократился на 11,2 млн. рублей. Просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств не имеется. Также город Бузулук (в числе трех городов области) в 2015 году принял участие в пилотном проекте управления федерального казначейства по Оренбургской области по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов за счет средств федерального бюджета.
В текущем году Бузулук также включен в перечень муниципальных образований для получения бюджетного кредита в сумме 20 млн. рублей. Управление муниципальным долгом осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, положением «Об управлении муниципальным долгом города Бузулука», порядком предоставления муниципальных гарантий города Бузулука.
При прогнозировании расходов на обслуживание муниципального долга соблюдаются нормы бюджетного законодательства – непревышение уровня 15% объема расходов бюджета города за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций: 2015 год – 0,43%; 2016 год – 0,87%; прогнозируемый 2017 год – 1,41%. Показатели долговой нагрузки на бюджет города достаточно далеки от предельных нормативов. Это свидетельствует о грамотной политике в сфере управления муниципальным долгом.
Начиная с 2009 года, бюджет Бузулука формируется в программном формате и в последние два года доля программных расходов бюджета города была доведена до 94% от общей суммы расходов. В 2016 году в Бузулуке реализовывались 25 муниципальных программ, мероприятия которых направлены на обеспечение эффективного решения социально-экономических и организационно-хозяйственных проблем, экономическое, экологическое, социальное, культурное развитие города, повышение результативности расходования средств бюджета.
В 2016 году в городе начато внедрение инициативного бюджетирования. Для вовлечения граждан в реализацию проектов, направленных на решение задач местного значения, было принято постановление администрации города от 18.04.2016 № 869-п «Об утверждении положения о проекте «Народный бюджет» в городе Бузулуке». На реализацию проекта решением Совета депутатов от 23.12.2016 № 170 в бюджете города на 2017 год предусмотрено 1079,4 тыс. руб., в том числе 1000 тыс. рублей – средства городского бюджета, а 79,4 тыс. рублей – благотворительные взносы жителей домов, во дворах которых будут установлены детские игровые площадки.
В рамках бюджета города на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрены расходы на поддержку семьи и детей «Детский бюджет». На официальном сайте администрации города www.бузулук.рф. в разделе «бюджет» размещаются официальные и аналитические материалы в максимально доступной и понятной форме по разделам:
- бюджет для граждан;
- бюджет и отчетность;
- муниципальные программы;
- налоговая политика;
- муниципальный долг;
- народный бюджет;
- правовая и справочная информация.
В 2014 году муниципальное образование принимало участие в VII Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», где город Бузулук был признан победителем в номинации «За высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью». В 2015 году в рамках мероприятия «Повышение финансовой грамотности населения» работниками финансового управления был подготовлен видеоролик «Ох, доход и ах, расход», который был отмечен дипломом министерства финансов Оренбургской области. По итогам 2015 года Бузулук был награжден дипломом министерства финансов Оренбургской области «За лучшее качество управления муниципальными финансами».
Проводимая администрацией города бюджетная и налоговая политика отмечена министерством финансов региона и по итогам 2016 года, в результате которой город Бузулук занял 10 позицию в рейтинге по открытости бюджетных данных среди 42 муниципалитетов Оренбургской области. Также в 2016 году муниципальное образование принимало участие в IX Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», организованном журналом «Бюджет».
Финансовым управлением администрации города Бузулука на регулярной основе организуются семинары с главными распорядителями бюджетных средств и специалистами учреждений бюджетной сферы, встречи с населением по вопросу повышения финансовой грамотности. В 2016 году, в рамках долгосрочного бюджетного планирования, разработан и утвержден бюджетный прогноз города на долгосрочный период до 2022 года. Город принимает участие в масштабной программе «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области в 2014-2020 годах» с реализацией мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Таким образом, параметры бюджета города Бузулука соответствуют всем нормам бюджетного законодательства. Обеспечена сбалансированность бюджета, соблюдены установленные федеральными законами требования к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, уровню и составу муниципального долга.