Деятельность детских общественных объединений как школы муниципальной практики юных граждан
К списку практик

Деятельность детских общественных объединений как школы муниципальной практики юных граждан
Аннотация. Предметом данной практики является деятельность детских общественных объединений по развитию организационно-управленческой и гражданской компетентностей, нацеленных на формирование гражданственности, патриотизма, знаний истории своего района, поселения, проявление заботы юных граждан как участников программы в улучшении окружающей среды в сельских поселениях муниципального района. Цель деятельности выступает системообразующим фактором процесса развития самоуправления. По мере развития самоуправления увеличивается степень самостоятельности учащихся в творческой и организаторской деятельности, формируется мотив группового действия. Формирование юных граждан происходит под воздействием различных институтов общества, в том числе через детские общественные объединения, где создается новая образовательная среда, условия для социализации и актуализации социальной активности юных граждан.
В Вологодском муниципальном районе детские общественные объединения действуют с 2005 года в 70% общеобразовательных организаций, охватывая 10% учащихся младшего, 32% среднего школьного возраста. Функционирует 7 детских общественных объединений: «Пионеры Вологодского района», «Орлята», «Зеленая планета», «ЭКА», отряды юных пожарных, отряды юных инспекторов движения, тимуровское, волонтерское юнармейское движения. Специфика детского движения, выражающаяся в отсутствии жесткой стандартизации, в мобильности и адекватности вызовам современности, позволяет наделять молодое поколение компетенциями, востребованными в будущем. Выявляя и поощряя проявления гражданской активности, социального лидерства, детские организации осуществляют подготовку новой общественно-политической элиты. Детское общественное объединение мы рассматриваем как стратегическую цель образования.
Финансовая поддержка, в том числе и грантовая, общественной детской инициативы на уровне района выразилась в реализации программ, проектов, организации конкурсов, детских инициатив. Муниципальная программа гражданско- и военно-патриотического воспитания граждан «Я живу в Вологодском районе», разработанная в рамках целевой программы «Развитие системы образования Вологодского муниципального района на 2013-2017 годы и на перспективу до 2022 года», нацелена на:
- формирование организационно-управленческой и гражданской компетентностей участников посредством их вовлечения в разработку и реализацию проектно-организованных социально полезных мероприятий;
- создание благоприятных условий для дальнейшего развития детского общественного объединения «Пионеры Вологодского района», позволяющих эффективно и комплексно осуществлять гражданское и военно-патриотическое воспитание и образование детей и подростков, обеспечивать пространство для реализации их интеллектуального, физического, творческого потенциала.
В рамках программы реализуются следующие инновационные проекты:
- «Детская инженерно-техническая школа Можайского» как открытое образовательное пространство для личностного и профессионального самоопределения детей и подростков;
- развитие детского туризма на территории района через организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций на примере реализации проекта «С рюкзаком по планете»;
- проект образовательного бренда территории «Сохранение и развитие традиционной народной культуры и народного творчества «Времен связующая нить»;
- «Детская научная школа Героя Советского Союза А.А. Полянского» как ресурс развития муниципального дополнительного научного образования;
- социально-образовательный проект «Шаг навстречу» по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Растем патриотами»;
- проект «Карта заботы пионеров Вологодского района» и другие.
Так, ведущая идея проекта «Карта заботы пионеров Вологодского района» – гражданская забота участников детского общественного объединения «Пионеры Вологодского района» об улучшении окружающей жизни в сельских поселениях муниципального района. Забота – это не название программы, а нравственный смысл любой деятельности.
Творческое содружество поколений проявляется в заботе друг о друге, коллективе; в умении видеть и понимать другого человека; предоставлении подросткам возможности помогать своим посильным трудом и творчеством окружающим людям. На положительных примерах развивать у обучающихся нравственные чувства и активную гражданскую позицию; способствовать пропаганде милосердия путем изучения традиций российской благотворительности; предложений и запросов социальных учреждений; привлекать внимание детей к проблемам жителей своего района через оказание конкретной социально значимой помощи; продолжать объединять усилия детских объединений в плане реализации масштабных благотворительных проектов и акций, пополнения «Копилки и адресов добрых дел». В течение последних лет определены и остаются неизменными приоритетные направления деятельности детской организации «Пионеры Вологодского района»:
- патриотическое воспитание, являющееся стержневым в деятельности всех детских объединений и нацеленное на развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. В районе действуют: клуб «Юные патриот», поисковые, историко-краеведческие клубы, ассоциация школьных музеев, волонтерские и тимуровские отряды;
- работа с лидерами, обеспечивающая развитие различных форм детского самоуправления, стимулирование социально-проектной деятельности, выявление перспективных молодых управленцев, создание благоприятных условий для развития их потенциала, начиная с раннего возраста;
- детско-юношеская журналистика, представленная пресс-центрами, редакциями школьных газет, клубами и детскими объединениями юных журналистов и корреспондентов. Задачи детских объединений юных журналистов и корреспондентов заключаются в том, чтобы успешно осваивая новые информационные технологии, воспитывать ответственное отношение к русскому языку, пропагандировать культуру письменной и устной речи, свободной от сленга и ненормативной лексики;
- детское движение представлено также деятельностью экологических отрядов, природоохранными акциями. Наиболее востребованной становится деятельность по экологическому просвещению населения, природоохранные действия (акции, субботники), развитие изобретательских инициатив подростков;
- формирование основ здорового и безопасного образа жизни, реализующееся через развитие непрофессионального спорта, спортивно-прикладных детских объединений (отрядов ЮИД, юных пожарных и др.), доступных для детей с разным уровнем физических возможностей и материального положения, внедрение привлекательных командно-игровых соревнований;
- социально-творческое, досуговое направление, позволяющее обеспечить пространство для самовыражения, организацию свободного времени детей и подростков, способствующее развитию креативного мышления, коммуникабельности, ограждающее подрастающее поколение от наркотизации и криминализации. Социально-творческие объединения работают под девизом: «Мы - одна команда!»;
- волонтерское, тимуровское движения, нацеленные на воспитание гуманизма и социальной ответственности, действуют по принципу «равный – равному». Особенностью этих направлений является ярко выраженная социальная направленность, ориентация на участие в решении проблем общества собственными силами.
Данные направления развития детского общественного движения в полной мере соответствуют российским и мировым тенденциям и определяют собственную нишу детских организаций на муниципальном уровне. Результаты получены следующие: увеличивается количество участников социально значимых акций, мероприятий в поселениях, усиливается роль школьного ученического самоуправления в организации жизнедеятельности школ района. Динамика позитивных изменений численности детских объединений составляет 13% ежегодно, что свидетельствует о достижении порога востребованности детских объединений.
Опыт детских объединений свидетельствует о том, что если обучающихся ставить в положение активных организаторов, то только в такой позиции они воспринимают требования как обязательные условия успеха своей деятельности, а нормы поведения становятся для них привлекательными и необходимыми. Важно найти общественно ценные объекты коллективной деятельности, отвечающие имеющимся у детей актуальным мотивам, и тогда учащиеся выступают как субъекты реальных действий.
Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности – путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. В организации учитываются специфические особенности национальной, культурно-этнографической, социальной среды, массового охвата детей и молодежи, интересы и потребности обучающихся. Опыт развития детского общественного движения района показывает, что в ближайшее время наибольшей популярностью у детей и подростков будут пользоваться профильные детские объединения с гибкой внутренней структурой, позволяющие самостоятельно определять формы и виды участия в данной деятельности.