Опыт реализации муниципального гранта в сфере культуры и искусства

К списку практик


Муниципальное образование «Город Благовещенск» Амурской области

Опыт реализации муниципального гранта в сфере культуры и искусства

Это архивная практика, которая не участвует в голосовании
Страна: 
Россия
Регион: 
Амурская область
Тематика: 
Культура и туризм

Муниципальный грант в сфере культуры и искусства является наиболее перспективной формой стимулирования участия общественных организаций и муниципальных учреждений в культурной жизни города. Он позволяет не только воплотить в жизнь самые различные проекты, востребованные жителями Благовещенска, но и привлечь к их реализации активных граждан и сторонние организации, вкладывающие свои посильные  трудовые и финансовые ресурсы. Культура является сложной сферой муниципального управления, в которой трудно добиться эффективности, понимаемой как соотношение результатов/затрат. Это связано с комплексом факторов, каждый из которых ставит свои вызовы перед системой управления.

Первым фактором является быстрый износ и моральное устаревание материально-технической базы организаций, работающих в сфере культуры при постоянном повышении требований населения к качеству услуг по проведению досуга. Это, в свою очередь, всё больше ставит в неравные условия существующие муниципальные учреждения культуры по сравнению с новыми коммерческими организациями, которые имеют возможность благодаря более значительным финансовым вложениям привлекать горожан, в том числе молодежь, к проведению досуга на своих объектах. Хотя, как показывает практика, уровень культурного обслуживания населения в коммерческих организациях значительно ниже в вопросах формирования духовных и нравственных ценностей, патриотических норм и правил поведения.

Вторым фактором, определяющим сложность задач управления в сфере культуры, является сам характер культурной деятельности. С одной стороны, культура базируется на индивидуальной творческой деятельности, управлять которой вообще невозможно, а можно только создавать условия для ее реализации. С другой стороны, в сфере культуры существует множество сервисных функций, осуществление которых можно стандартизировать и регламентировать.

Третьим фактором, повышающим требования к управленческой деятельности в сфере культуры, является отсутствие объективных критериев для оценки результатов творческой деятельности. Как относиться к созданным творческими людьми продуктам? Оценка их произведений очень зависима от личных характеристик зрителя/слушателя, от сложившихся в конкретных условиях сообщества представлений о дозволенном, о прекрасном, о нравственном и т.д.

К числу эффективных управленческих технологий для решения указанных проблем можно отнести использование муниципального гранта как формы стимулирования творческих проектов на муниципальном уровне, механизма повышения конкурентоспособности муниципальной сферы культуры, так как данная сфера теперь рассматривается не только как перечень учреждений культуры, но и включает некоммерческие общественные организации, в уставной деятельности которых имеются культурно-досуговые направления.

Представленный опыт практической реализации муниципального гранта доказывает его высокую результативность и эффективность в решении задач управления сферой культуры на уровне муниципальных образований. Муниципальный грант в сфере культуры и искусства администрации города Благовещенска реализуется с 2012 года по настоящее время. Целью внедрения описываемой управленческой практики было решение проблем в культурной сфере города через стимулирование обновления деятельности муниципальных учреждений культуры, а также вовлечение в сферу культуры города новых участников, некоммерческих организаций, обладающих собственным культурным и ресурсным потенциалом.  Достижение данной цели предполагало:

- использование и развитие ресурсных возможностей действующих учреждений культуры посредствам внедрения инновационных форм и методов в их работу;

- поиск и привлечение внешних партнеров (общественные организации, творческие граждане) через поддержку их культурных инициатив.

Основными этапами в реализации практики были:

- подготовительный, в рамках которого был проведен анализ проблем и возможностей сферы культуры, произошла выработка идеи конкурса грантов и организовано обучение специалистов муниципальных учреждений культуры;

- создание нормативно-правовой базы для реализации проектных технологий на муниципальном уровне;

- проведение конкурсов на предоставление муниципальных грантов в сфере культуры и мониторинг реализации грантовых проектов;

- анализ и оценка реализации грантовых проектов и корректировка практики, исходя из достигнутых результатов и новых задач в развитии отрасли и города.

Базовым документом, регламентирующим практику использования проектного управления в сфере культуры города Благовещенска, является постановление администрации города Благовещенска от 25 января 2012 года № 265 «Об утверждении Положения о муниципальном гранте в сфере культуры и искусства города Благовещенска».  Ежегодно постановлениями администрации утверждаются сроки проведения конкурса и номинации (к примеру - постановление администрации города Благовещенска от 18 декабря 2015 г. № 4596 «О проведении конкурса на предоставление муниципального гранта в сфере культуры и искусства города Благовещенска на 2016 год), а также в случае необходимости вносятся изменения в состав конкурсной комиссии (постановление администрации города Благовещенска от 22 января 2014 г. № 233 «Об утверждении состава конкурсной комиссии и номинаций конкурса на предоставление муниципального гранта в сфере культуры и искусства города Благовещенска на 2014 год» и постановление от 14 февраля 2014 г. № 771 «О внесении изменений в состав конкурсной комиссии конкурса на предоставление муниципальных грантов в сфере культуры и искусства города Благовещенска на 2014 год, утвержденный постановлением администрации города Благовещенска от 22 января 2014 г. № 233»).

Для работы членов конкурсной комиссии и систематизации информации о грантозаявителях и грантополучателях разработаны табличные формы отчетности, которые прикладываются к протоколам заседаний конкурсной комиссии. Все вопросы, связанные с правовыми отношениями грантополучателя и грантодателя, регулируются унифицированными договорами, которые оформляются в течение месяца после объявления решения конкурсной комиссии и официального вручения сертификатов победителям. Договор о предоставлении муниципального гранта в сфере культуры и искусства города Благовещенска является основанием для безвозмездной передачи денежных средств (гранта) для целевого использования. В 2012-2017 гг. было подано 239 заявок от общественных организаций и муниципальных учреждений. 118 из них поддержано  городским бюджетом на общую сумму 16,5 млн. рублей. А сумма привлеченных средств на реализацию этих проектов превышает 35 млн. рублей. Итоги реализации муниципального гранта в 2012-2016 гг.:

- рост количества призеров областного, всероссийского и международного уровней (на 77%);

- увеличение востребованности досуговой занятости (рост количества клубных формирований на 28%, людей, в них занимающихся, на 34 %);

- высокий уровень удовлетворенности горожан деятельностью муниципальных библиотек (по результатам независимой оценки качества оказания услуг, удовлетворенность составила 98 %);

- на 30 % выросло количество работников культуры до 30 лет;

- заключено более 20 договоров социального партнерства;

- открыто 3 центра на базе городских библиотек (интеллектуальный, информационно-досуговый, библиотечно-информационный);

- открыто 3 книжных торговых лавки;

- произошло объединение мастеров прикладного художественного творчества в рамках общественной организации «Аллея мастеров» и открытие на базе сообщества дома ремесел;

- организованы и теперь стали традиционными международные фестивали «Детство на Амуре» (для детей и юношества), «На стыке трех культур» (для молодежи и среднего возраста), российско-китайские творческие встречи и двухсторонние визиты;

- вышли в свет 20 новых изданий (40 % из которых получили награды региональных, всероссийских и международных уровней).