Централизация бухгалтерского учета муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Финансовая и бюджетная оптимизация
К списку практик

Централизация бухгалтерского учета муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Финансовая и бюджетная оптимизация
Наименование практики: Финансовая и бюджетная оптимизация, обеспечение выполнения в полном объеме требований бюджетного законодательства сельскими поселениями на территории района, создание единого программного обеспечения и базы нормативно-справочной информации
Бухгалтерский учет 12 сельских поселений, 12 автономных, 15 бюджетных и 2 казенных учреждений муниципального района велся децентрализовано 51 бухгалтером. В неполном объеме выполнялись требования бюджетного законодательства, отсутствовало единое программное обеспечение и база нормативно-справочной информации, были выявлены неэффективные затраты в части использования информационных технологий.
Период реализации проекта – 3 года.
Целями практики внедрения централизованного бухгалтерского учета стали организация высококвалифицированного бухгалтерского (бюджетного) учета, сопровождение полномочий по исполнению бюджетов, планов финансово-хозяйственной деятельности на основе единства и унификации учетных и информационных технологий, оптимизации бюджетных расходов.
В соответствии с целями были выделены следующие задачи:
–внедрение единых механизмов бюджетного учета и новых методов бухгалтерского учета;
–унификация процедур исполнения бюджетов, планов финансово-хозяйственной деятельности;
–введение казначейских принципов исполнения бюджета с использованием электронно-цифровой подписи;
–оперативный контроль за использованием целевых средств, расходов и доходов, эффективное управление кредиторской задолженностью;
–использование эффективных механизмов размещения и контроля муниципальных заказов;
–внедрение единых принципов электронного взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса.
В качестве способа достижения целей была выбрана централизация бухгалтерского учета с обеспечением ведения раздельного бюджетного учета по поселениям в единой базе данных для решения задач управления:
– бюджетным процессом;
– муниципальными закупками;
– муниципальным имуществом;
– бухгалтерским (бюджетным) учетом.
В рамках реализации практики было выполнено:
- Обоснование централизации и принятие решения учредителем о создании муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан» (Администрация муниципального района).
- Подготовка учредительных документов и регистрация в ФНС, в органах статистики, ФСС, ПФ РФ, открытие лицевого счета в органах казначейства.
- Утверждение сметы по учреждению, штатной численности и конкурс среди бухгалтеров (Администрация муниципального района, Центр занятости населения Буздякского района).
- Доведение до руководителей обслуживаемых объектов информации, проектов соглашений, доверенностей и т. п. (администрации сельских поселения, учреждения образования, спорта и культуры). Поэтапно: в первый год – администрации сельских поселений, в третий год – учреждения образования, спорта и культуры.
- Подписание соглашений о передачи полномочий по бухгалтерскому (бюджетному) учету.
- Организация приема-передачи документации за предыдущие три года и формирование базы.
- Приобретение программного обеспечения и оборудования (передача): сервер, 1С бухгалтерия государственного учреждения 8, контур для передачи отчетов, сбербанк бизнес онлайн и открытие ограниченного доступа к АИС Башфин для своевременного получения выписок по остаткам учреждений (контрагенты).
- Организация документооборота: корректировка учетной политики учреждений в случае изменения законодательства, утверждение графика документооборота.
- Предоставление оперативной информации руководителям по итогам недели, месячные отчеты.
- Восстановление учета при необходимости (от 6 мес. до года).
- Изыскание дополнительных источников дохода, оптимизация бюджетных расходов.
- Обеспечение сохранности документации в хранилищах.
Источник финансирования – бюджет МР Буздякский район РБ.
Использованная нормативно-правовая база: Гражданский кодекс РФ (ст. 120), Налоговый кодекс РФ (п.5 ст. 321.1), Бюджетный кодекс РФ (ст. 162), Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан.
По состоянию на 01.05.2016 централизованной бухгалтерией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан ведется бухгалтерский учет 40 юридических лиц с филиалами, осуществляется начисление и выплата заработной платы 1207 работникам.
Результатами реализации практики стали:
–организация высококвалифицированного бухгалтерского (бюджетного) учета;
–оптимизации бюджетных расходов;
–внедрение единых механизмов бюджетного учета;
–унификация процедур исполнения бюджетов, планов финансово-хозяйственной деятельности;
–введение казначейских принципов исполнения бюджета с использованием ЭЦП;
–оперативный контроль использования средств, расходов и доходов, эффективное управление кредиторской и дебиторской задолженностью;
–использование эффективных механизмов размещения и контроля муниципальных заказов;
–внедрение единых принципов электронного взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса.
Обеспечивается ведение раздельного бюджетного учета в единой базе данных для решения задач управления бюджетным процессом, муниципальными закупками, муниципальным имуществом, бухгалтерским (бюджетным) учетом.
Планируемая эффективность проекта по итогам 2016г. – более 1500,0 тыс. руб., основная экономия по фонду оплаты труда – 930,0 тыс. руб., специализированному ПО 1С – 545, 0 тыс. руб.